Конспект повторительно-обобщающего урока истории Древнего мира 5 класс: Греческий Восток. Создание и распад державы Александра Македонского

Автор: Галкина Елена Вячеславовна, МБОУ СОШ сельского поселения «Село Дуди» Ульчского муниципального района, Хабаровского края, учитель истории и обществознания.

 

Цель: повторить и обобщить учебный материал главы 12; закрепить практические навыки работы с контурной картой, рабочей тетрадью.

Задачи:

1. Закрепить навыки работы с: характеристиками исторических личностей; контурной картой.

2. Развивать логическое мышление: умение оперировать датами при решении исторических задач. 

Ход урока

Повторение и опрос по материалу уроков 43-45

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (приветствие)

Информационный этап

Работа в группах:

1.Привести в соответствие характеристики

исторических личностей и их имена.

2. Выполнить задания  рабочей тетради № 46, 48.

3. Определить автора высказывания:

4. Работа с контурной картой.

5. Решение задач.

3. Подведение итогов

Выставляются оценки за работу по рабочим листам с комментариями учителя и учащихся.

 

Заполняют рабочий лист.

 

Выполняют задание 1.

 

Задание 2.

Выполняют задания  рабочей тетради.

Выполняют задание 3.

Задание 4. Работают с контурной картой. Выполняют задание 5.

 

Рабочий лист ученика(цы) Ф.И.________________________________________________________

Задание 1

Привести в соответствие характеристики исторических личностей и их имена;

-  Был крупным государственным деятелем и политиком. Для достижения своих целей умело пользовался и военной силой, и дипломатией, и подкупами. Создал в Македонии централизованное государство. Сформировал регулярную армию, основой которой стала знаменитая македонская фаланга. Готовил поход на Персию, но не смог осуществить задуманное, т.к. был отравлен и умер во время пира._____________

-  Родился в 356 г.до н.э. Уже мальчиком поражал всех своей ловкостью, храбростью, красотою и умом. Получил греческое образование. Его воспитателем был Аристотель. Вступил на престол 20-летним юношей. Отличался властностью и честолюбием. В Египте его признали сыном Амона. Завоевал державу Великого персидского царя._____________

-  Был потомком знаменитого царя персов Кира Великого. Начало его царствования было счастливым. Его уважали придворные, любили в народе. Был высокого роста, красив и силен. Не сумел противостоять Александру Македонскому. После разгрома при Иссе его семья оказалась в плену у врага. После очередного поражения был предательски убит во время бегства своим дальним родственником.__________________

Дарий III, Филипп II, Александр Македонский

Задание 2

Выполнить задания рабочей тетради

Задание №46. Ответьте на вопросы,

Слово «фара» означает «освещающий путь фонарь. Фонарь в перед­ней части автомобиля или велосипеда». Это слово произошло от названия одного небольшого острова в Средиземном море.

Что это за  остров?  Какая связь между  автомобильными фарами и его названием?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 48. Ответьте на вопрос.

В александрийском музее жили и творили многие ученые.

Вот имена некоторых из них:

Аристарх

Самосский________________________________________________________________________

Эратосфен________________________________________________________________________ 

Евклид___________________________________________________________________________

Чем прославился каждый из этих ученых?

Задание 3

Определить автора высказывания: Кто произнес эти слова?

- Нет такой городской стены, через которую не мог бы перешагнуть осел, нагруженный золотом_________________

Во время осады Тира к Александру Македонскому прибыли послы Дария III с предложением взять все земли до Евфрата, половину персидской казны и дочь царя. - Будь я Александром, я бы согласился __________________

Что ответил Александр?

________________________________________________________________

Задание 4  Работа с контурной картой (Приложение 1,2)

 

Приложение 1

1. Выделите территорию Македонии к началу царствования Филиппа II.


Приложение 2

1. Обозначьте стрелкой начало похода Александра Македонского. Надпишите над стрелкой год начала похода

2. Обозначьте и подпишите места и годы важнейших сражений:

- битва у р. Граник

- битва возле г. Исса

- осада г. Тира

- битва при Гавгамелах

3. Обведите границы державы Александра Македонского.

4. Обведите границы государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского и подпишите их названия.

Задание 5 Реши задачу.

1. Битва около г.Херонеи произошла в 338 г. до н.э. В следующем году Филипп созвал делегации греческих полисов на съезд в Коринф. Через год после Коринфского съезда Филиппа II убили.

- В каком году был Коринфский съезд?

- В каком году был убит Филиппа?

- Сколько лет между сегодняшним годом и битвой при Херонеи?

- Сколько веков?

Дано:               Решение:

2.   Сколько лет продолжался поход Александра Македонского на восток?__________

- В каком веке он был?________________

- В какой половине века?______________

3. Сосчитайте, сколько лет прошло от смерти Александра Македонского до завоевания Птолемеевского Египта римлянами? Сколько веков?________________________________________

 

Дополнительное тестовое задание

1. Выберите правильный ответ.

Территория Македонскою царства находилась:

а) на севере Балканского полуострова;

б) на юге Балканского полуострова;

в) в Малой Азии, неподалеку от Аттики.

2. Приведите в соответствие:

а) Александрия 1) Финикия

б) Гавгамелы  2) Египет

в) Тир.         3) Персия

3. Оцените утверждение

В состав державы Александра Македонского вошли государства Греции, Персии, Финикии, Египет;

а) верно б) неверно

4. Выберите неправильный ответ.

Александр Македонский:

а) учился у крупнейшего греческого ученого Аристотеля;

б) был сыном Филиппа;

в) убил на поединке царя Персии Дария III.

5. Объясните происхождение и смысл выражения.

Гордиев узел:

а) от города Гордии - сложный, запутанный вопрос;

б) от имени царя Гордая - безвыходная ситуация;

в) от государства Гордий - тяжкие, невыносимо тяжелые условия жизни.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter