Учебный проект по истории древнего мира 5 класс: Великие изобретения Древнего Востока

Автор: Кручинина Светлана Евгеньевна, МБОУ «СОШ № 24», учитель истории и обществознания, Свердловская область, г. Краснотурьинск 

Творческое название:«Изобретения, прошедшие сквозь века». 

Аннотация проекта: Основная часть данного исследования посвящена истории изобретений жителей Древнего Востока – Египта, Китая и Индии.В ходе реализации проекта школьники изучают историю Древнего Востока, анализируют изменения в жизни древних людей на основании знаний о развитии их культуры.  Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, подбор иллюстративного материала, его оформление. Проект основан на технологии «Летопись жизни», реализуется в рамках учебной программы. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание. Учитываются психологические особенности пятиклассников, используются элементы игровых и здоровьесберегающих технологий.  В результате работы над проектом учащиеся осваивают общеучебные знания и коммуникативные навыки.;

Основополагающий вопрос: «Какие изобретения жителей Древнего Востока нам известны?» 

Вопрос учебной темы: «Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток»

Время реализации проекта:  2 учебных часа 

Дидактические цели проекта:

1. Образовательная: расширение и углубление знаний в области социальной и культурной истории, их актуализация и систематизация.

2. Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

3. Развивающая: развитие интереса к истории, как к науке; навыков анализа литературы, Интернет-источников  

Методические задачи:

1. Познавательные: активизировать познавательную деятельность учащихся; научить анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; познакомить учащихся с историей жизни первобытных людей.

2. Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования 

 

Этапы работы над проектом

1 этап. Мотивация учащихся.

Представление презентации «Изобретения, прошедшие сквозь века» (Приложение 1)

В результате учащиеся знакомятся с изобретениями жителей Древнего Востока, которые используют современные люди, а также определяют цель работы над проектом: узнать об истории изобретений, сделанных жителями  Египта, Китая и Индии. 

2 этап. Работа в группах

Класс делится на 3 группы (египтологи, китаеведы, индусы), каждая из которых получает задание в виде маршрутных листов. (Приложение 2). Пятиклассники распределяют обязанности и знакомятся с материалом по данной теме, использую доступные источники на уроке: Интернет, энциклопедии, учебную литературу.

Домашнее задание: используя различные источники, подготовить отчет в виде презентации, стенгазеты или сценки. Предлагается схема «Как составить презентацию» (Приложение 3). 

3 этап. Представление результатов проекта.

На 2-м уроке ребята представляют свои отчеты. 

4 этап. Подведение итогов.

Учащимся предлагается заполнить листы самооценки своей работы над проектом (Приложение 4). На основании своей самооценки и оценки учителя выставляют итоговые оценки.

Для закрепления материала предлагается вопрос-рефлексия: «Что нового Вы узнали в ходе работы над проектом? Чему научились?». 

Результаты проекта:

Презентации, стенгазета, творческие отчёты.

В поддержку проекта:

1. Вводная презентация-викторина учителя

2. Маршрутные листы

3. Листы самооценки

4. Материал учебника, справочная литература, энциклопедии

5. Интернет-источники

Возможности развития проекта:

Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное (возможно, в течение нескольких лет) накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной Энциклопедии проекта. Можно использовать данный метод в дальнейшем изучении истории человечества.

Источники:

1. Учебники>

2. Энциклопедии для школьников, словари

3. Интернет-ресурсы

 

Приложение 2.

Маршрутный лист группы «Египтологи»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни древних египтян?

б) Какие четыре великих изобретения древних египтян нам известны?

в) Расскажите об истории изобретений водяных часов, губной помады, мяча, мыла.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные  источники, подготовьте отчет-презентацию. 

Маршрутный лист группы «Китаеведы»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни древних китайцев?

б) Какие четыре великих изобретения древних китайцев нам известны.                  

в) Расскажите об истории изобретений пороха, бумаги, компаса, воздушный змей.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные источники, подготовьте отчет-презентацию. 

Маршрутный лист группы «Индусы»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни жителях Древней Индии?

б) Какие четыре великих изобретения жителей Древней Индии нам известны.                  

в) Расскажите об истории изобретений шахмат, цифр, ловушки снов, медицинских достижениях.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные источники, подготовьте отчет-презентацию. 

Приложение 3.

Как составить презентацию?

 1. Начните презентацию с названия группы.

2. Обязательно укажите цель работы группы.

3. Разместите на слайды полученную вами информацию.

4. Не перегружайте слайды текстом (2-3 предложения).

5. На каждый предмет использовать 3-4 слайда.

6. Постарайтесь ответить на все вопросы, заданные в маршрутном листе.

7. Используйте хорошие фотографии и рисунки. 

Приложение 4.

Лист самооценки

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Спасибо за материал, я обязательно использую на своем уроке!
Добавить комментарий
Mail.ru counter