Конспект урока химии 7 класс: Расчеты по уравнениям химических реакций

Автор: Маркович Инна Викторовна, учитель химии и биологии, ГУО "Боровская средняя школа Лепельского района", Витебской области

                                                                                            

Тип урока: комбинированный.

Это 6-й урок в теме «Химические реакции».

Основой для обучения учащихся решению расчетных задач по химии является умение выполнять простейшие расчеты по уравнениям химических реакций. Оно базируется на использовании несложного алгоритма. Перед изложением его сути необходимо вспомнить величины и их единицы, которые будут использоваться при проведении расчетов по уравнениям химических реакций. Для этого учащиеся знакомятся с содержанием таблицы 6 учебника и обсуждают ее. При решении задач по химии наибольшие трудности у учащихся возникают из-за непонимания того, что показывает уравнение химической реакции, поэтому учащимся нужно разъяснить, какая информация содержится в уравнении реакции и как ее нужно использовать для решения задач.

При планировании данного урока учитывались следующие особенности учащихся: физиология подростков (тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим физическим «Я» - ответы с места); подростковые реакции (привлечение внимания, упрямство, агрессивность – создание ситуации успеха); интеллектуальное развитие (рассуждение в чисто словесном плане).

 

Учитывая психологические особенности возраста  и интеллектуального развития учащихся, на данном уроке целесообразно  использование различных видов учебной деятельности, чередование методов и приемов, эмоциональные разрядки, физкультминутка, быстрая смена заданий, включение игровых элементов и «взрослых» рассуждений, необычная формулировка заданий,  что помогает поддерживать психологический климат урока и обеспечивает высокую работоспособность учащихся.

 

Для раскрытия нового материала используются дифференцированный подход, само- и взаимоконтроль, организация познавательной деятельности во время фронтальной работы, многократной и вариативной проработки материала. Применяется текущий и поэтапный контроль (устный и индивидуальный опрос у доски).

На случай непредвиденной ситуации приготовлены маленькие вопросы и задания по практическому использованию получаемых знаний.

 

Для слабых учащихся приготовлены  схемы с началом решения, карточки с алгоритмом решения, чередование расчетных задач и вопросов, где необходимо рассуждать и сравнивать

В ходе урока учащиеся приобретут знания по расчетам по уравнениям и повторят то, что на первый взгляд не имеет отношения к решению задач: типы химических реакций, признаки химических реакций, физические и химические явления.

 

Учащиеся должны знать:

понятие: химическая реакция

Учащиеся должны уметь:

применять: изученные законы и понятия при характеристике химических реакций;

составлять: уравнения химических реакций;

проводить: математические вычисления при решении расчетных задач

 

Цель урока: формировать умения решать простейшие расчетные задачи, проводить вычисления по химическим уравнениям массы (объема для газов, числа частиц) по известной массе (объему) одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ; обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом.

 

Задачи:

- Обучать умению проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий

- Продолжить формирование коммуникативных умений и навыков учащихся

- Развивать и совершенствовать умения сравнивать и делать выводы

- Прививать культуру общения, развивать умение самостоятельной работы.

- Продолжить развитие умений применения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение.

- Воспитывать познавательные интересы, стимулировать максимальную активность и самостоятельность поиска информации (вооружение рациональными способами умственной работы).

- Развивать внимательность, воспитывать сосредоточенность

 

Оборудование: таблица основных физических величин

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. 

 2. Мотивация и целеполагание.

Развитие человеческого знания (рис. подъемного крана и недостроенного дома)

 

Фронтальная беседа:

- Почему автор выбрал для реализации своей идеи рисунок строящегося дома?

- Можно ли было воспользоваться рисунком построенного дома?

- Почему каждый этаж здания обозначен еще и как фундамент?

- Какая роль в раскрытии идеи отведена такому элементу     рисунка, как подъемный кран?

- Наши знания  в решении задач похожи на этот недостроенный дом и сегодня мы расширим наши знания и умения. Тема сегодняшнего урока: «Расчеты по уравнениям химических реакций». Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока, решив кроссворд.

 

 

 

1.

ф

и

З

и

ч

е

с

к

и

е

 

 

 

 

2.

з

А

м

е

щ

е

н

и

я

 

 

3.

о

с

а

Д

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

у

р

А

в

н

е

н

и

е

 

 

5.

х

и

м

и

Ч

е

с

к

и

е

 

 

 

 

 

 

6.

р

А

з

л

о

ж

е

н

и

я

 

1. Явления, при которых не образуются новые вещества.

 2. Реакция, при которой атомы простого вещества замещают один из атомов в сложном веществе.

 3. Признак химической реакции.

 4. Условная запись реакции при помощи формул и знаков.

 5. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие.

 6. Реакция, при которой из 1 сложного вещества образуется несколько новых веществ.


3. Актуализация  знаний

- «снежный ком» - (вспоминаем признаки химической реакции)

- «найди родственников» (распределить уравнения химических реакций по типам)

2KJ+CI2=2KCI +J2

2HqO =2Hg+O2

Zn+2HCI=ZnCI2+H2

H2+I2=2HI

NaOH+HCI=NaCI+H2O

- «третий лишний» - среди каждой тройки уравнений химических реакций найдите те, которые отличаются от 2-х других. Укажите признак отличия.

 

C+O2=CO2                                   NaOH+HCI=NaCI+H2O

Zn+2HCI=ZnCI2+H2                 AgNO3+NaCI=NaNO3+AgCI

2Mg+O2=2MgO                              4AI+3O2=2AI2O3

 

H2+I2=2HI

N2+O2=2NO

N2+3H2=2NH3

 

4. Восстанови запись

…+2Zn=2ZnO

2Na+CI2=…

4Ag+…=2Ag2O

 

5. Рассыпанное уравнение:

Р, 2, 5,О, 2, 5, О, 4, +, Р, = ?

 

6. Работа в парах – вспоминаем понятия: «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «химическое уравнение», «молярный объем», «химическое количество вещества».

 

7. Разбираем конкретные примеры решения расчетных задач из параграфа 18 (алгоритм) и форму записи решений. Первые два примера рассматриваем вместе, подробно комментируя все действия. Третий пример – для самостоятельной работы. 

 

8. Физкультминутка по химическим и физическим явлениям (поднимаем руки вверх, если называется химическое явление)

 

9. Для закрепления приобретенных навыков учащимся предлагается выполнить упражнения 2, 3 из параграфа 18 учебника.

 

10. Обсуждаем роль химических реакций в природе и повседневной деятельности человека.

 

11. Контроль усвоения: составить условие задачи, если известно, что вода разлагается под действием постоянного тока на кислород и водород (взаимоконтроль в парах)

Учащимся, которые быстро справились с предложенным заданием, предлагаются дополнительные задачи для самостоятельного решения.

 

Рефлексия:

- Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Что было самым сложным?

- На каком уровне находится ваше умение решать задачи

 

Домашнее задание: параграф 18, задания 5-7.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 7 класс, химия

Добавить комментарий
Mail.ru counter