Конспект урока географии 6 класс: Понятие о плане местности

Цели урока: Создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках, сформировать понятия о способах изображения земной поверхности.

Задачи урока:

- сравнивать план  местности с рисунком и аэрофотоснимками;

- запомнить основные топографические знаки;

- уметь читать план местности.

Оборудование: топографические карты, аэрофотоснимки, раздаточные наборы условных знаков.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы начинаем изучать интересный раздел: «Изображение земной поверхности».  И тема нашего урока: «Понятие о плане местности».

На форзаце учебника мы видим изображения местности на аэрофотоснимке, плане местности, рисунке.

Изучение нового материала

Вопросы классу. (сравнить рисунки на форзаце)

1. Чем отличаются  эти изображения земной поверхности?

2. Людям, каких профессий для решения, каких задач могут понадобиться изображения местности?

3. Где предметы более похожи на их действительный вид, на местности?

4. Изображены ли на плане предметы местности, которые не видны на аэрофотосъемке? Какие это предметы?

5. Какое изображение нужно взять в поход?

Учащиеся должны обратить внимание на то, что на карте указаны: названия рек и населённых пунктов, направления течения рек, ширина реки, характерные черты дорог, объекты местности.

Учащимся предлагается заполнить инструктивную карточку №1

Признаки для сравнения

Аэросъёмка

План местности

Как изображены предметы

 

 

Как  выглядят расстояния

 

 

Имеются ли цифровые обозначения и что они означают

 

 

Есть ли направления движения

 

 

После заполнения инструктивной карточки учащиеся  формулируют понятие план местности, и определение записывают в тетрадь.

План местности – это чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Условные знаки - это азбука плана местности.

Что такое условные знаки?

Учащимся предлагают поработать с учебником и найти ответ на этот вопрос. 

Далее на уроке появляется профессор « топографических наук», учащейся подготовивший сообщение «Правила изображения условных знаков» и знакомит учащихся с этими правилами.

Правила изображения условных знаков.

- Каждому  знаку соответствует определённый объект.

- Каждый знак имеет чёткий рисунок;

- В условных знаках не меняют цвета и форму изображения.

- Основание условного знака всегда ровное

- Вершина условного знака имеет чёткое направление.

Закрепление.

Задание №1  для учащихся:

В раздаточных наборах условных знаков  необходимо все знаки разделить на группы:

- объекты растительности;

- водные объекты;

- рельеф;

- пути сообщения

- прочие объекты.

(для слабых классов можно организовать работу с использование атласа).

Задание № 2 для учащихся:

Топографический диктант.

Учащиеся отряда «Юных друзей природы» поехав в экспедицию, поселились у лесника. Его дом стоял левее просёлочной дороги, которая пересекала берёзовый  лес. На опушке леса просёлочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны, которой  раскинулись заросли кустарника. За зарослями кустарника  слева был большой овраг, а справа  красивое озеро, утопающее в зелени  леса.

Задание №3 для учащихся:

Составь топографический план.

В разных частях кабинета заранее развешаны условные знаки. Учащимся предлагают представить, что они на местности и им необходимо нарисовать топографический план используя развешанные условные знаки. Так как учащиеся сидят на разном расстоянии от знаков планы получаются разными. 

Домашнее задание: параграф, выучить изображение условных знаков атласа стр. 7

Размер:
6.18 Kb
Скачали:
17