Конспект урока географии 5 класс "История географических открытий"

Конспект урока географии «История географических открытий. По следам путешественников каменного века» с презентацией для учащихся 5 класса.

Цель урока: формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.

Задачи урока: 

  1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана.
  2. Познакомить учащихся с путешественниками современности.
  3. Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом.
  4. Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.
  5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Оборудование: физическая карта полушарий, презентация к уроку, документальный фильм «Кон-Тики», контурные карты у учащихся.

Класс делится на 4 группы.

Ход урока

Организационный этап

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний

- Мы начинаем изучать новый раздел «История географических открытий». (12 параграфов)

Эпиграф: «Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем».

- Скажите, как путешествуют люди?

- Как вы думаете, какие трудности могут встать перед любым путешественником?

- Мы начинаем наше путешествие по истории географических открытий, и сегодня мы пройдем по следам путешественников каменного века.

Изучение нового материала

Сегодня мы узнаем:

  • Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.
  • Кто такой Тур Хейердал и Юрий Сенкевич и какое они имеют отношение к древним путешествиям.
  • Как люди расселялись по материкам и островам.

- Вспомните, как могли путешествовать люди в древности? Как они представляли себе Землю?

Проблемный вопрос: о чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием? (Слайд 3)

- Люди путешествовали всегда. Много-много тысяч лет назад древние охотники пускались в путь, чтобы найти охотничьи угодья. Древние скотоводы вместе со своими стадами отправлялись в многодневные походы на поиски свежих пастбищ. Люди осваивали новые земли, пересекали пустыни и перебирались через горы, на лёгких лодочках переплывали моря и даже океаны.

Причины освоения Земли древними людьми:

  1. Открытие новых пастбищ, охотничьих угодий.
  2. Открытие новых земель для торговли.
  3. 3Простое человеческое любопытство.

- Путешествуя, люди составляли карты. Самые первые карты выглядели как рисунки. Так, древний путешественник пять тысяч лет назад изобразил на серебряной вазе две реки, текущие с гор в озеро, горы, покрытые лесом, а по берегам рек - разных животных, которые там обитали.

- Таким образом, человек начал расселяться по всем материкам Земли. Большинство учёных считает, что древняя родина человека – Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды.

- Как можно доказать, что древние люди путешествовали не только по суше, но и по океану?

- Посмотрите на карту мира (показ у карты), найдите на ней Тихий океан, он самый большой. В нем много островов, и практически все они заселены издавна людьми. Откуда может взяться человек на острове? Только приплыть.

Значит, древние люди путешествовали не только по суше, но и по океану.

Теоретически доказательство понятно, но вот практически? Человек, путешественник, который жил во второй половине XX века и решил практически доказать возможность заселения древними людьми островов Тихого океана из Южной Америки – был Тур Хейердал.

Ученик выступает с сообщением о Туре Хейердале. (Приложение 1)

Просмотр фрагмента документального фильма «Кон-Тики».

Вопросы к фильму

- Какие приспособления использовали путешественники на Кон-Тики?

- Что доказал Тур Хейердал?

Вывод: экспедиция Тура Хейердала повторила не только сам предполагаемый маршрут заселения, но и использовала традиционные для данных народов плавательные средства.

- Большой вклад в научные доказательства заселения древними людьми внес и советский ученый-медик Юрий Сенкевич.

Ученик выступает с сообщением о Юрии Сенкевиче (Приложение 2). (Слайд 12)

Итак, мы познакомились с людьми, доказавшими возможность заселения островов Тихого океана древними людьми.

Закрепление материала

- Закрепим наши знания и проведем игру «Подготовка к путешествию».

  • 1 задание. Составьте список принадлежностей, необходимых для путешествия.  Каждая команда зачитывает свой список.
  • 2 задание. Подпишите на контурной карте маршрут путешествия (Тихий океан, Южная Америка). Работают индивидуально в контурных картах.
  • 3 задание. Проверка знаний, необходимых для путешествия – решение тестовых заданий. (2 уровня сложности)

Для удачного путешествия рекомендую прочесть книги Т. Хейердала и Ю. Сенкевича.

Домашнее задание

Прочитать §7, ответить на вопросы на стр. 39, подготовить сообщения о плавании Пифия.

Размер:
32.27 Kb
Скачали:
30