Конспект урока: Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Конкурс «Самфизгор»

Цель: повто­рить и систематизировать материал, продолжить формирование материа­листического мировоз­зрения, развитие индиви­дуальных творческих способностей учащихся, интереса к предмету, ак­центировать на практи­ческой значимости изу­ченных вопросов (про­фессиональная направ­ленность).

Оборудование: приборы, модели иг­рушек, краски, кисти, бумага, проекционная аппаратура (эпидиа­скоп, кодоскоп), кар­та-схема страны "Элек­тромагнитной".

Подготовка к уро­ку.

Группа (класс) за 1,5-2 недели разбива­ется на подгруппы из «жителей» городов страны Электромагнитной, вы­бирают мэров. Каждый город придумывает себе герб, флаг (вымпел), гимн, девиз, готовит мате­риалы (приборы, игрушки, краски, кисти, гуашь, схемы, плакаты и т.д.), которые будут необхо­димы при «защите» своего города (выполнении заданий). Выбирают жюри (3-4 чел.).

1. Постановка задачи

Преподаватель. Сегодня в нашей стране Элек­тромагнитной проводится конкурс «Самфизгор», в котором принимают участие самые активные, смекалистые, эрудированные, обладающие огромной фантазией представители наших городов во главе с мэрами. Им предстоит бороться за звание самого фи­зического города нашей страны. Мэру города-побе­дителя будет вручена грамота на право города но­сить звание главного в стране Электромагнитной.

(Жюри предлагает участникам конкурса занять свои места, а мэрам - участвовать в жеребьёвке городов и заданий. На доске записываются состав жителей каждого города, задания, время для под­готовки к их выполнению и порядок защиты.)

2. Творческая работа учащихся

Преподаватель оказывает техническую помощь учащимся, организует их работу, рекомендует ли­тературу (все книги принесены на урок), технику демонстрации эксперимента, консультирует. Уча­щиеся работают в группах (по городам).

Задания

- Город мыслителей - составить кроссворд;

- Город чародеев - подобрать и показать два опыта;

- Город эрудитов - кратко рассказать об учёных, внёсших вклад в развитие электромагнетизма, и об их работах (член жюри будет бросать кубик с портретами этих учёных);

- Город мастеров - выбрать игрушку (устрой­ство) из представленных (работающих на электро­двигателях или просто с использованием магнитов), начертить её электрическую схему, объяснить прин­цип работы, продемонстрировать в действии;

- Остров смекалистых - ответить на вопросы;

- Город фантазёров - составить рассказ, сказку, нарисовать иллюстрации.

3. «Защита» городов с обсуждением

Каждый город представляет свою атрибути­ку: флаг, герб, гимн, девиз (всей командой), затем города по очереди «защищаются». Преподаватель по ходу ответов комментирует, дополняет, обоб­щает сказанное, обращает особое внимание на наи­более важные моменты ответов. Жюри вместе с преподавателями оценивает работу.

4. Подведение итогов конкурса «Самфизгор»

Жюри сообщает результаты конкурса, проводит награждение победителей с вручением грамот, медалей, памятных подарков самому смекалистому, ак­тивному, эрудированному и поощрительных призов. Участники, мэры, члены жюри, преподаватель, гос­ти урока отмечают плюсы и минусы конкурса.

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Гимн команды «Город чародеев»

Полюбили чудо –

И не прогадали,

Никогда такого

В жизни не видали.

Мы его слепили,

Нас вдруг наградили,

И - такое дело –

Очень полюбили,

То есть наше дело мы

Очень полюбили.


Мы магнитик вносим в «круг»,

И покажет стрелочка,

Что за опыт правильный

Будет «5» оценочка.

Чародеем хочешь стать?

Надо много книг читать,

И тогда всегда в тетрадь

Получать ты будешь "5"!

 

Опыты команды «Город чародеев»

Геометрические фигуры из плавающих магни­тов. 5-6 толстых иголок хорошо намагничиваем (ушки намагничиваем одноимённо). Каждую игол­ку втыкаем в толстую пробку так, чтобы сверху торчал только небольшой конец с ушком, опускаем всё в блюдо с водой остриями вниз. Пробки будут плавать, но т.к. и ушки, и острия всех иголок на­магничены одноимённо, иголки начнут отталкивать­ся друг от друга. Однако до края блюда они не разойдутся из-за притяжения разноимённых полю­сов. Образуются симметричные фигуры, форма ко­торых зависит от числа иголок.

- Точно в центр фигуры опускаем один из полю­сов постоянного магнита. Все иголки равномерно отплывают или подплывают, сохраняя симметрич­ное прежнее расположение. Понятно, что иголки расходятся, если их ушки намагничены так же, как полюс магнита. Если после того, как иголки отплывут, удалить магнит, они начнут опять сближаться, будто соединены какими-то нитями.

- С плавающими магнитами можно проделать много других интересных опытов. Например, если удалить из блюда одну иголку, все остальные быст­ро перестроятся в новую симметричную фигуру. То же произойдёт, если добавить иголку.

- Возьмите дугообразный магнит и поднесите его сверху или сбоку к корпусу электронного ос­циллографа. Наблюдается отклонение электронно­го луча. Почему?

 

Игрушка команды «Город мастеров»

Внутрь уточки из пенопласта помещаем магнит, так что с помощью другого магнита в руках плава­ющую уточку можно поворачивать, притягивать, от­талкивать. Это происходит потому, что одноимён­ные магнитные полюсы отталкиваются, а разноимён­ные - притягиваются.

 

Сказка команды «Города фантазёров» о царе­виче Фарадее и принцессе Эми

Далеко за тридевять земель жил-был царевич Фарадей. Шли годы... Вырос царевич, и пришло время выбирать ему невесту. Его старшие братья - Ампер и Эрстед - приглашали на смотрины во дво­рец много девушек, но ни одна не понравилась царе­вичу. Он был так опечален, что ходил целыми дня­ми вокруг дворца и вздыхал: «Никак не выйти мне из этой замкнутой цепи». Наконец он решил прогу­ляться по своей столице Лоренции, которая была названа так в честь голландского учёного Лоренца. Чтобы защититься от тока, постоянно нарушающего покой жителей города, он взял с собой свиту из диамагнетиков, парамагнетиков и ферромагнетиков. Во время прогулки царевич проходил мимо торго­вых лавок, в которых можно было найти и телефо­ны, и магниты, и трансформаторы, и компасы. И вдруг в одной лавке он увидел прекрасную девушку-продавщицу, которая поразила его своими необыч­ными золотистыми волосами, - все они торчали по направлению к северному полюсу магнита в руках Фарадея. Царевич понял, что влюбился.

- Как тебя зовут? - спросил он.

- Эломи, полное имя Электромагнитная индук­ция, но все зовут меня Эми, - ответила девушка.

Царевич пригласил Эми к себе во дворец по­смотреть коллекцию постоянных магнитов. По пути началась гроза. Сверкали хромосферные вспышки, по городу носились вихревые токи. Ворота дворца за ними закрыли соленоиды, стоявшие на страже день и ночь. Эми рассказала, что родилась в селе­нии, расположенном в магнитном поле, рассказала о своих родных и близких, о своих сестрах - Индук­ции и Самоиндукции. А Фарад ей рассказал о своих братьях - Эрстеде и Ампере. Эми очень понравился молодой царевич, она подумала, что лучше ей не найти, и согласилась стать женой Фарадея. С тех пор живут они славно, до сих пор живут!

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!