Конспект урока с тестом «Обмен веществ и энергии" биология 8 класс

Конспект урока по биологии: «Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ», с тестами для 8 классов.

Цели: Закрепить знания по изученной теме «Пищеварение». Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма. 

Ход урока
Организационный момент (1 мин). Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих.

Проверка знаний (15-20 мин). Проверочная работа по теме «Пищеварение», в форме теста. Тест состоит из трех частей:

Часть А. Дополните определения - вместо многоточий впишите слово.

Часть В. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

Часть С. 1. Задания на определение последовательности. 2. Подпишите органы пищеварительной системы и строение зуба.

Тест разделен на два варианта.
Объяснение новой темы (20 мин).

Работа учителя

Работа учащихся

Записываем в тетрадь тему урока:

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из главных признаков является – обмен веществ.

Обмен веществ – это поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

 

Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Организм животных и человека получает готовые органические вещества с пищей. Но для того чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные частицы. Какой системой органов осуществляется этот процесс? (пищеварения)

Пищеварение (транспортировка питательных веществ и кислорода) – это подготовительная фаза обмена веществ.

В клетках организма непрерывно идут процессы химических превращений веществ: происходит синтез белков, жиров, углеводов и параллельно расщепление сложных органических соединений с освобождением Е и образованием конечных продуктов распада (воды, СО2, аммиака, мочевины и молочной кислоты).

Обмен веществ делится на два взаимосвязанных и единовременно протекающих процессов. Это пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция.

Ассимиляция – это синтез органических веществ, при котором из простых веществ образуются сложные, сопровождающийся поглощением (накоплением) энергии.

Диссимиляция -  это расщепление и окисление органических веществ, при котором сложные вещества преобразуются в простые, с выделением энергии.

Энергетический и пластический обмен являются основной фазой обмена веществ.

Заключительной фазой обмена веществ будет образование СО2, аммиака, соединений Р, Na, Cl, которые выводятся из организма. Этот процесс осуществляется кровью, легкими, потовыми железами, органами мочевыделения.

Восполнение затрат организм, сохранение массы его тела и удовлетворение потребности роста невозможно без постоянного поступления из внешней среды белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей.

Органические вещества – основной строительный материал и единственный источник Е для организма. Однако большинство поступающих с пищей питательных веществ может быть усвоено им лишь после того, как они расщепятся в пищеварительном тракте под действием ферментов на более простые вещества.

Обмен белков

Пищевые белки в ходе подготовительной стадии обмена расщепляются сначала в желудке пепсином, а затем в двенадцатиперстной кишке ферментом поджелудочной железы трипсином до АК. Белки принимают участие в свертывание крови (фибриоген) и в транспортирование газов (гемоглобин). Они способны к биологическому окислению с выделением Е, которая может быть использована организмом. Таким образом они выполняют ряд функций структурно-пластическую, опорную, каталитическую, транспортную, защитную, антитоксическую и энергетическую.

Обмен жиров

Жиры под действием ферментов расщепляются до глицерина и жирных кислот. Жиры – питательные вещества содержащие наибольший запас. Конечные продукты распада вода и углекислый газ.

Жиры являются богатым источником Е. При окислении они выделяют больше Е чем белки и углеводы вместе взятые. А при распаде жиров не только выделяется много Е и тепла, но и образуется много воды, что необходимо для поддержания водного обмена.

Функции: структурно-пластическую, регуляторную, теплоизолирующую и энергетическую.

Обмен углеводов

Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости под действием амилазы, в двенадцатиперстной кишке под действием ферментов поджелудочной железы они расщепляются до глюкозы и др. простых углеводов. В тонкой кишке продукты распада всасываются в кровь и попадают в печень – гликоген. В организме глюкоза является источником энергии. Углеводы взаимодействуют в печени с ядовитыми соединениями приводя их в безвредные и легко растворимые вещества.

Функции: структурно-пластическая и защитная, энергетическая.

Вода и минеральные соли

Кроме органических соединений человеку необходимы вода и минеральные соли с помощью которых протекают важнейшие физико-химические процессы. Вода составляет 2/3 массы тела человека она находиться в клетках, межклеточные и тканевые жидкости, плазма и лимфа. Она имеет большое значение для организма необходимо постоянно поддерживать определенный баланс между поступающей и выделяемой водой. В среднем человек потребляет и выделяет около 2,5 л в сутки. Ее выделение происходит не только через почки, но и путем потоотделения и при дыхании. Обмен воды в организме тесно связан с обменом минеральных солей. Минеральные вещества поступают в организм с пищей, откладываются в виде солей и входят в состав органических соединений, имеющие важное функциональное значение. Минеральные вещества делятся на макроэлементы (Са, К, Na, P, Cl) и микроэлементы (железо, кобальт, цинк, фтор, йод)

Макроэлементы это химические элементы или соединения используемые организмами в больших количествах (O2, N, P, Ca и т.д.)

Микроэлементы – это химические элементы присутствующие в организмах в низких концентрациях (цинк, кобальт, фтор и т.д.)

Минеральные соли необходимы для поддержания кислотно-щелочного равновесия в клетках тела и во внутренней среде организма.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

Слушают, смотрят

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Записывают определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, слушают

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Записывают функции белков и схему

 

 

 

 

 

Записывают схему и функции жиров.

 

 

 

 

 

Записывают схему и функции.

  

Записывают определение

 

 

 

 

Домашнее задание: выучить определения в тетради. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!