Конспект урока: Строение и функции нервной системы. 8 класс

Цели урока 

- образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

- развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

- воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, тесты

План урока

Актуализация знаний.

Тест по теме: «Эндокринная система»

Изучение нового материала:

- Функции нервной системы

- Строение нервных клеток

- Функции нейронов

- Строение нервной системы

- Рефлекс. Рефлекторная дуга

Закрепление

Домашнее задание.

 

Ход урока

Актуализация знаний

Тест по теме: «Эндокринная система»

1 вариант

1. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей

в) соединения белков и витаминов

г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

2. К железам смешанной секреции относится:

а) гипофиз                                   в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа                г) надпочечники

3. Какие эндокринные железы вырабатывают адреналин?

а) гипофиз                                   в) надпочечники

б) щитовидная железа                     г) половые железы

4. Какая из эндокринных желез вырабатывает гормон, недостаток которого приводит к кретинизму?

а) гипофиз                                   в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа                 г) надпочечники

5. Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется:

а) только нервным механизмом           в) нейрогуморальным механизмом

б) только гуморальным механизмом      г) инъекциями

2 вариант

1. Какова функция эндокринной системы в организме человека

а) функция размножения               в) регуляторная

б) двигательная                          г) защитная

2. К железам внутренней секреции относится

а) слюнные железы                    в) щитовидная железа

б) половые железы                     г) слезные железы

3. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы            в) половых желез

б) щитовидной железы                г) надпочечников

4. С нарушением функций какой железы связан гигантизм?

а) гипофиз                                   в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа                 г) надпочечники

5. Признаком сахарного диабета считается:

а) понижение уровня инсулина в крови

б) увеличение величины кровяного давления

в) уменьшение уровня глюкозы в крови

г) увеличение содержания глюкозы в моче 

Изучение нового материала

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.

Итак, тема нашего урока «Строение и функции нервной системы» (дети записывают в тетрадях тему урока)

1. Функции нервной системы

- Какую роль нервная система играет в организме?

Нервная система – анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Функции нервной системы

- Согласование работы всех органов и систем организма

- Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

- Ориентация организма во внешней среде

- Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства

2. Строение нервных клеток 

- Как называются клеточные элементы нервной системы? Какие функции они выполняют?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Основные функции восприятие, передача и хранение информации.

Нейроглии – вспомогательные клетки, располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.

- Вспомним строение нейрона (к доске ученик)

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме.

– Что означает слово «дендрит», что общего с деревом?

Название «дендрит» происходит от латинского «дендрон» - дерево. С деревьями дендрит роднит их ветвление, создающее большую поверхность. Это обеспечивает возможность контакта с большим количеством нейронов. (Дендриты способны принимать до 10.000 сигналов от других нервных клеток).

По аксону сигналы идут от нейрона к другим нейронам или органам. Они пронизывают организм, и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Скопление тел нейронов и дендритов образуют серое вещество в ЦНС.

Скопление аксонов – белое вещество

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом

Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой с помощью специальных химических веществ – медиаторов. Молекулы медиатора, запасенные в пузырьках аксонного окончания, выделяются в щель под действием приходящих нервных импульсов.

3. Функции нейронов

Нейроны по выполняемым ими функциям разделяют на чувствительные нейроны, вставочные и двигательные.

- Чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС

- Двигательные проводят импульс из ЦНС к органу

- Вставочные соединяют между собой чувствительные и двигательные пути

Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.

4. Строение нервной системы

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

- Работа с книгой, найти определения стр. 50, 51

Нервы – пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)

Соматическая нервная система (от греческого «сома» - тело) регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются, прежде всего защитные движения. Функции соматической нервно системы подконтрольны нашему сознанию.

Деятельностью внутренних органов управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова «автономия» - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

Автономная система представлена двумя отделами – симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций)  включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.

5. Рефлексы

Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежит рефлекс.

- Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?

Рефлекс (от лат. «рефлексус» - отражение) – ответная реакция организма на раздражитель, поступающей из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Безусловные (врожденные) рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы. Например, мигание, сосание у новорожденных

Условные рефлексы – рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, слюноотделение на запах пищи, точные движения при письме, игре на фортепиано и т.д. (помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды).

Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Включает:

1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс

2. Чувствительный нейрон – передает нервный импульс в ЦНС

3. Вставочный нейрон – обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону

4. Двигательный нейрон – несет сигнал к рабочему органу

5. Реагирует на полученное раздражение

Выводы (закрепление):

Нервная система анализирует раздражения, которые поступают из внутренней и внешней среды организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Основные клеточные элементы нервной системы называются нейронами

Работу мышц регулирует соматическая, а деятельность внутренних органов управляет вегетативная нервная система

Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга

Домашнее задание: учебник стр. 50 – 55, подобрать 3-4 примера условных и безусловных рефлексов

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!