Конспект урока биологии 7 класс: Моллюски: особенности строения, питание, передвижение

Автор: Мынбаева Эльмира Александровна, учитель биологии, КГУ «Пескинская СШ», СКО, район им. Г.Мусрепова, с. Пески

 

Урок биологии в 7 классе из раздела Моллюски, с применением ИКТ технологий, дифференцированного подхода (уровневые карточки проверки домашнего задания).

Тема: Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Цель урока: Познакомить учащихся с классом Головоногие моллюски, их особенностями и внешним строением, закрепить знания по теме «Моллюски»

Образовательная: Сформировать представление о головоногих моллюсках, закрепление материала о моллюсках

Воспитательная: Способствовать воспитанию  личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: трудолюбия, исполнительности, добросовестности,ответственности,дисциплинированности,работоспособности

Развивающая: Способствовать овладению способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Оборудование: карточки проверки домашнего задания, карточки изучения нового материала, презентация, видеофрагменты, карта закрепления

 

Ход урока

Орг. момент.  Приветствие. Настрой на урок. Проверка домашней работы.

Карточка (Уровень А)

1. мягкотелые, трехслойные, двусторонне симметричные, многоклеточные беспозвоночные - …….

2. Укажите важнейшие классы моллюсков

3. Раковина состоит из двух створок у ……..

4. Фильтраторы воды это …………………моллюски (укажите класс моллюсков)

Уровень В. укажите основные части тела брюхоногих моллюсков (картинка)

Уровень С. решите задачи:

1. Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт

2. В Голландии и Англии, употребляющих в год на душу населения до 12 кг съедобных двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц, обитающих на мелководье у берегов. Из прежде съедобных эти моллюски стали ядовитыми. Объясните, почему и как это произошло?

Новый материал. Каждому ученику раздаются карточки для заполнения  строение головоногих моллюсков. В ходе объяснения каждый заполняет карточку.

Рассказ с презентацией.

Головоногие моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Мозг сложноустроенный. Есть хрящевый череп. Их название означает, что мускулистый орган движения нога – отходит от головы. Рот небольшой, окружен мощными щупальцами: 8 у осьминогов и 10 у кальмаров и каракатиц. Они служат дл передвижения и для схватывания добычи. Раковина редуцирована. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными  мощными присосками. Когда и  нужно передвигаться медленно они выставляют вперед щупальца и голову. Для быстрого передвижения они используют реактивный способ. У каждого головоного есть чернильный мешок с густой жидкостью. В минуту опасности он мгновенно выбрасывает «Чернила», которые расплывается в воде густым облаком.

Раздельнополые. Размножаются обычно раз в жизни. Есть живородящие. Питаются рыбой, ракообразными, другими моллюсками и мелкими организмами. Многие моллюски объект промысла.

Кальмар. Длина тела от 2 см до 5 м. два крупных глаза и имеется клюв.

Просмотр видеофрагмента «Передвижение кальмара»

Осьминоги плавают медленно. Это самые умные головоногие. Их называют «приматами»мира беспозвоночных. Высокоразвитая нервная система. Живут в норах, остатки пищи складывают в кучу. Некоторые самки носят яйца «на руках». Они легко обучаемы. Крупных осьминогов и кальмаров называют спрутами.

Просмотр видеофрагмента «Передвижение осьминога»

Закрепление. И так мы познакомились с типом моллюски. Давайте подведем итоги и закрепим наши знания.

Задание № 1. Чей это орган?

В пакете №1 находятся карточки с понятиями, относящимися к разным группам моллюсков. Вам необходимо разложить понятия на сигнальные карты, группы моллюсков

Карточки – понятия:

1. жабры

2. легкое

3. сердце 2-х камерное

4. сердце 3-х камерное

5. чернильная железа

6. голубая кровь

7. сифоны

8. мантия

9. отсутствует раковина

10. спрут

11. жемчужница

12. прудовик

Задание № 2 отгадай ребус 1 группа

Он в неё прячется. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обладают реактивностью  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа.

Имеющие две половинки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогают дышать у водных  

 

 

 

 

 

 

Задание № 3. Вычеркнуть название лишнего животного.

1 группа

1. Осьминог, кальмар, прудовик, каракатица.

2. Горошинка, шаровка, прудовик, кальмар

3. Мидии, осьминог, устрицы, морской гребешок

2 группа

1. Лужанка, прудовик, катушка, осьминог

2. Камнеточцы, корабельный червь, устрица, прудовик

3. Осьминог, кальмар, виноградная улитка, каракатица.

Домашнее задание: с 159-161 читать, пересказ, ответить на вопросы

Подведение итогов урока: (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся) самооценивание и взаимооценивание

6. Рефлексия

- Узнали ли вы что-нибудь нового?

- Понравился ли вам урок?

- Что именно вам понравилось?

- Помогает ли вам  презентация и видео для усвоения новых знаний?

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий