Конспект урока биологии 6 класс: Основные отделы растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

Цель урока: повторение изученных тем и проверка знаний учащихся.

Оборудование: таблицы «Бактерии», «Грибы-паразиты», «Шляпочные грибы», «Лишайники», гербарный материал, колокольчики, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент урока. Объявление темы и цели урока. Класс поделить на две команды, выбрать капитанов.

2. Повторение пройденного. «Блиц-опрос» по 10 вопросов каждой команде. За правильный ответ команда получает один жетон.

Вопросы для 1 команды.

1) Что такое спора? (Приспособление к выживанию)

2) Кого называют паразитами? (Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами)

3) Какие бактерии используют в пищевой промышленности? (Молочно-кислые)

4) Зачем стерилизуют банки при консервировании?

5) Сколько видов грибов известно? (100000)

6) Способы питания грибов? (паразиты, сапрофиты, симбиоз)

7) Назовите 5 съедобных грибов.

8) Для чего разводят пеницилл? (Для получения пенициллина)

9) Какие грибы поражают зерновые культуры? (Спорынья, головня)

10) Из чего состоит тело лишайника? (Из гриба и водоросли)     

Вопросы для 2 команды.

1) Кого называют сапрофитами?

2) При какой температуре гибнут бактерии и их споры? (1200С)

3) Какие бактерии могут усваивать атмосферный азот? (Клубеньковые)

4) Почему не рекомендуется пить некипячёное молоко? (Можно заболеть бруцеллезом)

5) Что мы едим у грибов? (Плодовое тело)

6) Что такое симбиоз?

7) Назовите не менее 3-х ядовитых грибов.

8) Как называют белую плесень? (Гриб-мукор)

9) Какие грибы вредят деревьям? (Трутовик)

10) Как быстро растут лишайники? (1 – 3 мм в год) 

3. Проверка знаний учащихся.

А. Игра «Брейн-ринг». Вопросы задаются для двух команд. На обсуждение дается 20 секунд. Та команда, которая готова дать ответ подает  сигнал при помощи колокольчика. 

Вопросы:

1) У каких растений способ питания симбиоз? (Грибы, лишайники)

2) Кто является первопоселенцем? ( Лишайники)

3) «Манна небесная» - что это? (Лишайники)

4) Какого цвета бактерии? (Бесцветные, пурпурные, сине-зеленые)

5) Что такое «парша»? (Грибковое заболевание плодовых деревьев)

6) Назовите грибы-двойники. (Опенки, лисички, желчный гриб и белый, шампиньон и бледная поганка)

7) Все ли грибы имеют пенёк и шляпку? (Нет: трюфели, сморчки, строчки)

8) Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли? (Сине-зеленые цианобактерии)

9) «И вот плесневый грибок, долгое время произраставший где-то на задворках лаборатории, начал своё победное шествие по клиникам всего света». О каком грибке идёт речь? (Пеницилл)

10) "Приезжий отчитывал Назарыча: «Как же ты допустил, чтоб у тебя под носом гриб съел дом?»» Может  ли гриб съесть дом? (Да)

11) Ведьмы существуют лишь в сказках, а «ведьмины кольца» встречаются в лесу. Может ли быть такое? (Да)

12) Могут ли лишайники разрушать горные породы? (Да, они выделяют кислоту) 

Б. Конкурс «вралей»

Найдите 7 ошибок в рассказе. Объясните свой выбор.

«Хорошо летом в лесу. Под кронами дубов, в тени, красуются пирамидальные сосны. На солнечных  полянках много папоротника. А вот ковёр из мха кукушкина льна, который своими корнями впитывает воды в 4 раза больше собственного веса. На болотах проглядывают одинокие стебельки сфагнума. При помощи ризоидов он поглощает воды в 20 – 24 раза больше своего веса. На зеркальной поверхности воды плавают хламидомонады, в «глазке» у которой есть хлорофилл, отчего вода кажется зелёной. Сходите в лес!» 

В. Найдите правильный ответ.

Программированное задание на карточках.

1 вариант: 1, 5, 9, 12, 14.

2 вариант: 3, 7, 8, 11, 15. 

Программированное задание №1

1. Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами.

2. Подвижных бактерий в природе нет.

3. Все бактерии имеют хлорофилл.

4. Бактерии в природе и жизни человека не имеют большой роли.

5. По характеру питания грибы бывают паразиты и сапрофиты.

6. Для жизни грибов обязателен свет.

7. Клетки грибов не имеют ядер.

8. Трутовики с деревьями находятся в симбиозе.

9. Плодовые тела у большинства грибов появляются во второй половине лета.

10. Дрожжи относятся к бактериям.

11. Головня относится к сапрофитам.

12. Спорынья – паразит высших растений.

13. Среди лишайников есть паразиты и сапрофиты.

14. Водоросль и гриб в теле лишайника находятся в симбиозе.

15. Лишайники размножаются семенами. 

Программированное задание № 2

1. Бактериальная клетка имеет ядро.

2. Бактерии существуют только в виде палочек.

3. Среди бактерий встречаются сапрофиты и паразиты.

4. Болезнетворные бактерии принадлежат к сапрофитам.

5. Гниение органических остатков вызывают бактерии – паразиты.

6. Дрожжи относятся к бактериям.

7. Грибы размножаются спорами.

8. Шляпочные грибы бывают трубчатыми и пластинчатыми.

9. Питание грибов подобно питанию зелёных растений.

10. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.

11. Шляпочные грибы состоят из грибницы и плодового тела.

12. В лесах отсутствуют ядовитые грибы.

13. Лишайникам для жизни не нужен свет.

14. Лишайники паразитируют на древесных растениях.

15. Тело лишайника состоит из гриба и водоросли. 

Г. Ответить на два вопроса соперников 

Д. Отгадай загадки.

1. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (Ель)

2. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу. (Дрожжевые)

3. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

4. Стоит мальчонка – замаслена шапчонка. (Маслёнок) 

4. Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!