Классный час: Человек. Личность. Гражданин

Цель: сформировать представление о сущности понятий «человек», «личность», «гражданин».

Задачи:

формировать сознательное отношение к данным понятиям;

развивать умение высказывать свои мысли;

воспитывать в детях активную гражданскую позицию;

воспитывать положительные качества личности;

выработка умения работать в группе.

Оборудование: магнитофон, видеотехника, видеокассета с записью фильма «Москва-Кассиопея», высказывания о человеке на листах ватмана, 4 ватмана для работы групп, игра лото, клей (4 шт.), распечатанный кроссворд (4 шт.), кроссворд на ватмане, ручки, ватман с изображением мишени для рефлексии.

 

Ход мероприятия

1. Введение в тему, создание настроения.

Ведущий. Здравствуйте ребята. Сегодня мы рассмотрим очень важные понятия о том, кто такой человек. Мы рассмотрим этот вопрос через понятия: человек, личность, гражданин. А сейчас я вам предлагаю просмотреть отрывок из фильма «Москва-Кассиопея», в котором звучит песня «Я возьму этот большой мир...»

Ночь прошла, словно прошла боль.

Спит Земля, пусть отдохнет, пусть.

У Земли, как и у нас с тобой,

Там впереди долгий, как жизнь, путь.

 

Припев.

Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

 

Я возьму щебет земных птиц,

Я возьму добрых ручьев плеск.

Я возьму свет розовых зарниц,

Шепот ветров, зимний густой лес.

 

2. Сообщение целей и задач.

Ведущий. Итак, целью нашего классного часа является формирование представления о сущности понятий «человек», «личность», «гражданин». Мы с вами будем развивать умение мыслить, высказывать свои мысли вслух, работать в группе. Так же нашей задачей будет выработка активной гражданской позиции, положительных качеств личности.

3. Выработка правил поведения.

(Учащиеся заранее разделены на группы. Руководители групп назначены заранее также)

Ведущий:

-    Подумайте, когда мы работаем в группе, что нам мешает, а что помогает в работе? (Учащиеся отвечают, а учитель записывает ответы на доске).

Мешает: шум, споры, невнимание, критика.

Помогает: поддержка, тактичность, уважение, умение слушать.

-    Вы сами выработали правила, по которым мы будем работать.

4. Обсуждение темы.

Ведущий:

- Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, использовать огонь для ее приготовления и обогрева, делать красивые вещи, строить жилища и так далее. И сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале ХХІ века эти философские вопросы волнуют нас. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в ХХІ веке

В отечестве своем,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда к нам пришло?

 

Человек уже на свет рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком ее обличии, даже когда она кажется общеизвестной!

Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Давайте посмотрим на схему:

человек

 

индивид      организм    индивидуальность    я    личность    гражданин

 

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем сначала разобраться с понятиями «индивид», «организм», « индивидуальность», «я».

На столе у каждой группы находятся конверты. На конверте написано одно из этих понятий. Внутри конверта карточки со словами, которые характеризуют это понятие либо нет. Ваша задача за 5 минут выбрать необходимые карточки и приклеить их на отдельном листе. По окончании работы, каждая группа вывешивает свою работу под соответствующим названием и объясняет, почему взяты именно эти карточки.

1-я группа. Человек – индивид.

Ноmо sарiеns, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому. (Лишние слова: животное, голова, хвост, бактерия.) 

2-я группа. Человек – организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения. (Лишние слова: шерсть, лапы, хвост, жабры.)

3-я группа. Человек – индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность. (Лишние слова: одежда, наличие велосипеда, общее строение туловища.)

4-я группа. Человек – я.

Реальное представление о себе самом, самоуважение, себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет казаться окружающим. (Лишние слова: внутренние органы, прическа.)

Подведение итогов игры.

Ведущий: Итак, человека можно охарактеризовать как природное существо, принадлежащее к человеческому роду, живой организм, обладающий индивидуальностью и понимающий свою сущность.

 

Обсуждение понятия «личность».

Ведущий: Спасибо всем группам за работу. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основания, до корней,

До сердцевины.

Все время, схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить

Свершать открытия.

(Б.Л. Пастернак)

Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек может играть в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Напишите свое социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин.). Обсуждение ответов.

Ведущий: Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас «личность».

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость – в складчину,

Горе – в складчину.

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерзли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу,

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии,

Сам паши, сам сей,

Сорняки сам выдергивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя.

Ведущий: Так что же такое личность? «Личность» – это очень многозначное слово. В этом понятии отражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность всех внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может и не быть личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определенных общественных условиях.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд. 

Работа в группах. За 5 минут надо разгадать кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

м

е

Л

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

а

в

т

о

р

И

т

е

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

в

о

р

Ч

е

с

т

в

о

 

 

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

Н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

ю

б

О

в

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

о

в

е

С

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

о

б

р

о

Т

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

е

л

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду.

 

Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и опять, не так-то черен.

 

 

Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал ...

 

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

 

Владеет собой среди толпы смятенной,

Ответственность несет всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В тебя и в твой в делах успех.

 

 

Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима она с огнем она,

Вечно горящим.

 

 

Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Все нежданно поставит ребром.

 

 

Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз.

 

 

Всегда бывает счастлив тот человек,

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живет для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит.

 

Проверка разгаданного кроссворда. На большом листе ватмана капитаны команд по очереди вписывают правильные ответы.

Ведущий: Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении,

 

Обсуждение понятия «гражданин»

Ведущий: Обсуждение понятия «гражданин» я хочу начать словами:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество. Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

 

Обсуждение ситуаций

Ситуация 1.

Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы. (Видеосюжет)

Вопросы:

Личное ли это дело каждого? Почему?

Имеет ли право гражданин курить в общественном месте?

Наносит ли вред окружающим и себе?

Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы и права нарушает?

Какой вред он наносит государству?

Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе

Ситуация 2.

Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя?

2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности)

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

4. Как мы видим на этом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание не виновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?


5. Заключение.

Ведущий. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пускай каждый чаще задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

 

6. Рефлексия (мишень).

Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, какой след он оставил у вас в душе.

Рис. мишени

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter