Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по лесным тропинкам» 6-7 класс

Автор: Ягудина Е.В., учитель биологии и химии. МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ», Чувашская Республика Яльчикский район, д. Кошки-Куликеево

 

Цель: познакомить детей с лесом и лесными обитателями, с правилами поведения в природе, Красной книгой, учить бережному отношению к живой и неживой природе, формировать познавательные интересы во внеурочное время.

Оформления кабинета: выставка художественной и научно-популярной литературы; выставка фотографий "Живая ель"; картина И.И. Шишкина "Корабельная роща" (репродукция); на бутафорских листьях высказывания замечательных людей о лесе, народные пословицы, поговорки, афоризмы.

"Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади!"

"Без леса не было бы жизни на земле". (Л. Леонов.)

"Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека". (Ф. Гладков.)

"Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней." (Л. Толстой.)

"Любовь к родной стране без любви к природе невозможна". (К. Паустовский.)

"Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша". (А. Чехов.)

"Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека". (Восточная мудрость)

Думы о зелени — думы о будущем.
Яблоко съешь, а семена сохрани и посей.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
Сухое дерево горит — сырое урожай дарит.

Учитель: Задумывались ли вы над тем, что такое лес? Большинство думают, что лес – это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и сад, и парк, и аллея – тоже лес? Нет, лес не растущие вместе деревья, а биологическое сообщество древесных, травянистых растений и различных животных, сложная экологическая система.

21 марта – Международный день леса. В России с давних пор охранялись «святые места», культовые заповедники, священные рощи. Во времена Петра 1 государственные мероприятия по охране природы приобрели значительный размах. За нарушения запрета полагались наказания. Так, в Указе от 1703 г. сказано: «… за дуб, буде хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь».

Первым ботаническим садом в России был царский сад в Измайлово под Москвой. Оттуда выписывал Петр 1 растения для своего парадиза – Летнего сада в Санкт-Петербурге. В 1714 г. в Петербурге на Вороньем острове был основан Петром 1 Аптекарский сад.
Леса Чувашии занимают более 622 тыс.га, что составляет 32,1% общей площади республики. Наиболее ценными лесами у нас являются дубравы. В Чувашии изучением дубрав занимались лесоводы Глебов В.П., Верхунов П.М., Урмаков Г.И., восстановлением дубрав – Гузовский Б.И.

На территории нашего Яльчикского района площадь, покрытая лесами, занимают 2,4 тыс. га, что составляет 4,3% общей площади района.

У нас поблизости нет леса, и поэтому мы с вами сегодня отправляемся уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие в лес. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу.

Когда мы идем по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «Почему» меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелою забралось в цветок, а третье лягушкою, прыг в ручеек.
Пойдемте, друзья, по тропинке лесной, ответы искать под зеленым шатром!

1 тропинка «Знакомство»

Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте? (Объявляются команды-участницы с представлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз).

Учитель: Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристом быть не просто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас проверим. Каждая команда получает набор карточек и выберет только те предметы, которые необходимы в походе. За правильные ответы получите баллы.
Слова на карточках: компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, будильник, пакет для мусора, консервы, зонтик, кошка, ролики, коньки, зубная паста, миска, котелок, коробка конфет, утюг, теннисные ракетки.

2 тропинка «В мире животных»

На пути нам первыми встретились животные. «Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство, не утомленное годами и возрождающееся каждое утро», - писал Ромен Роллан. Сейчас мы с вами заглянем в удивительный мир, мир братьев наших младших.

1-й конкурс - «Загадка — плетенка». Какой же лес без птиц. Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие. Побеждает команда, которая впишет большее количество птиц за 2 минуты.

1 в  р  б  й
2 к  о  е
3 к  к  ш  а
4 с  е  и  ь
5 г  у  а  ь
6 о  о  е
7 т  т  р  в

1. Воробей
2. Скворец
3. Кукушка
4. Снегирь
5. Глухарь
6. Соловей
7. Тетерев

2-й конкурс. Отгадайте, как «разговаривают» разные птицы и животные.

1 лиса а) лает, б) воет, в) пищит
2 косуля а) пыхтит и сопит, б) вопит, в) косит
3 филин а) охает, б) ахает, в) ухает
4 перепелка а) квохчет, б) токует, в) поет

3-й конкурс И, верно, ангельский быть должен голосок…

Кому из вас не приходилось наслаждаться трелью соловья, протяжным мяуканьем домашнего кота или лаем собаки. Но сегодня мы с вами услышим другие звуки и посмотрим, насколько точно наши участники умеют подражать голосом различных животных. А животные такие: волк, медведь, кукушка, сова. Участвуют в конкурсе тот, у кого по мнению команды, это лучше всего получается.

3 тропинка «Угадайка»

По рисункам нужно угадать названия краснокнижных растений. (Предлагаемые растения: купальница европейская, прострел раскрытый, медуница лекарственная, венерин башмачок…)

4 тропинка «Лесная аптека»

Оглядитесь, сколько знакомых и неизвестных растений вокруг!
(Капитанам команд предлагается выбрать билет с названием лекарственного растения).
Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах.
(Предлагаемые растения: ландыш майский, валериана лекарственная, брусника, зверебой)

А теперь каждая команда ответит по-очереди на следующие вопросы:
1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Торфяной мох или сфагнум)
2) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту).
3) Листья какого растения можно приложить к ране? (Подорожника).
4) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется? (Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах).

5 тропинка «Художники» (домашнее задание)

Каждая команда должна была нарисовать картину на тему «Лес» и защитить их.

6 тропинка «Поэтическая»

Кому принадлежат строки этих стихотворений?
А сейчас я предлагаю вам вспомнить стихи о природе, вы должны вставить пропущенные названия деревьев в тексте стихотворений, вспомнить авторов этих стихов.

1.________ душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
(Черемуха. С. Есенин)

2. Улицей гуляет
Дедушка-мороз.
Иней рассыпает
По ветвям________.
(Берез С. Дрожжин)

3. Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
____зеленый над холмом.
(Дуб А. Пушкин)

4. Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не _____
А зной и сухость солнечного света.
(Сосна. И. Бунин)

5. Пусть сосны и _____
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
(Ели Ф. Тютчев)

6. Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем ______
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень.
(Сирень А. Плещеев)

7 тропинка «Музыкальная» 

Какой же привал без отдыха, песен, игр? Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, животным, воспевая их красоту. Каждая команда за 3 мин. должна вспомнить как можно больше песен с названием растений и животных (обязательно исполнение одного куплета). 

Песни поются по очереди, выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню.

8 тропинка «Сделал дело – гуляй смело»

Когда туристы снимаются с ночлега, привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Каждая команда должна сформулировать правила поведения в природе и ответить на вопросы. (Команды по очереди называют правила поведения и получают балл за правильный ответ)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.

(Звучит песня "Не рубите дерева…" в исполнении ансамбля "Любе".)

Вот и пришло к концу наше путешествие.

Я на кусте у родника
Не тронул сети паучка,
Я поглядел на муравьев
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил
В лесу я просто погостил.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter