Исследовательская работа: Дети войны. 9 класс

Содержание 

1. Введение                                                                                

2. Основная часть

2.1. Детство Емельянова Алексея Ивановича в военные годы

2.2. Детство Зверевой Евдокии Никитичны в военные годы

2.3. Детство Федоровой Екатерины Емельяновны в военные годы

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложения

Введение

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

                                                       Р. Рождественский

С каждым годом все дальше в прошлое отодвигаются события давно минувших дней. Выросло не одно поколение людей, только понаслышке знающих о том, какие зверства творили фашисты на нашей земле во время Великой Отечественной войны. С каждым днем становится все меньше и меньше тех людей, которые воевали на фронтах и в тылу с фашистской армией.

Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края. Разговаривая с одноклассниками, друзьями, мы выяснили, что у многих из нас дедушки и бабушки родились в 30-егоды, то есть, их детство проходило в годы фашистской оккупации в крае. Но мало кто знает, что наши  близкие перенесли в военное лихолетье, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться, каковы их детские впечатления о той страшной войне.

И мы решили узнать у живых свидетелей войны об их детстве, которое проходило в эти суровые годы.

Основой данной работы стали записанные мною интервью жителей нашего поселения: Емельянова Алексея Ивановича (1933 г.р.), Зверевой Е.Н. (1924 г.р.), Фёдоровой Е.Е. (1935г.р.)

Результатом работы будет наше исследование, оформление альбома «Дети военной поры», встреча  с детьми войны в школе.

22 июня 1941года…Этот день запомнился всем, кому пришлось жить в ту пору. Даже теперь, много лет спустя, вспоминая военное лихолетье, люди мысленно возвращаются к этому самому долгому летнему дню, разделившему их жизнь на мирное вчера  и суровое военное сегодня. По- разному начался он в белгородских селах и городах. Колхозники вышли на прополку посевов, включились в сенокосную страду. Десятиклассники, сдавшие последние экзамены, решали, кем стать в будущем…

В конце сентября 1941г район был объявлен на военном положении. А ещё в  июне  в нашем районе началась массовая мобилизация трудоспособного мужского населения. Всего на фронты войны ушли более девяти тысяч наших земляков (из них 6000 не вернулось).

Наступая от Ахтырки на Белгород, враг вступил на Грайворонскую землю, установив оккупационный режим. Четыре раза огненный вал войны прокатился через наш район (октябрь 1941г, февраль 1943г, март 1943г, август 1943г).

Дети тех далеких лет знают об оккупации не по книгам, а видели все наяву. После очередного боя бежали гурьбой в поле, где среди разбросанных снопов ржи и пшеницы валялись на исковерканной бомбежками и снарядами земле трупы немецких и русских солдат. Искали брошенные шинели, брали

парашюты и плащ – накидки, а потом шили из них себе одежду. Прятались в погребах от бомб и снарядов. До сих пор их свист и вой остались у многих в памяти. А сколько ребятишек погибло от детского любопытства, подорвавшись на минах.

Трудно начинался первый после освобождения учебный год. Совсем рядом шли бои, кругом разруха, люди порою ютились в землянках. Но школы работали. Не хватало учителей, так как многие из них находились на фронте и в эвакуации, почти не было учебников, совсем не было тетрадей. Занятия приходилось посещать не всегда. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что на несколько детей в семье имелось одно пальто, одни сапоги, и в весеннюю распутицу такие школьники, естественно, не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий  вынуждены были бросить школу. Наряду со взрослыми, они работали в заводских цехах, на колхозных полях.

Все пришлось пережить: унижение, рабство, холод и голод, побои, бомбежки.

Основная часть

(приложение 1)

2.1. Детство Емельянова Алексея Ивановича в военные годы

Рассказ ведется от первого лица.

Емельянов Алексей Иванович родился в 1933г в селе Дунайка Грайворонского района в семье коммуниста, председателя колхоза Емельянова Ивана Алексеевича. В семье было пятеро детей, старшие братья : Никита (1922г), Николай (1924г), сестра Наталья с 1921г, младший брат- Иван (1940г.). Брат Николай ушел добровольцем на фронт сразу в начале войны, Никиту на фронт не взяли по болезни. Узнав о том, что немцы подходят к нашему краю, отец решил семью эвакуировать (фашисты не пощадят  семью коммуниста, да ещё председателя колхоза).

Отец довез нас до Красиво на лошадях, затем, попрощавшись, забрав с собой младшего брата  (у него начался сильный жар) уехал обратно в Дунайку. Брата Ивана отдали в соседнее село Мощеное, к родной сестре отца. Было очень холодно, осень. Мать долго плакала, тяжело ей было расставаться с маленьким сыном, но ничего не поделаешь, таково было их совместное с отцом решение, иначе бы ребёнок не выжил.

Больше недели мы бродили по Белгородским селам. Вместе с необходимыми вещами, запасами продуктов мы вели корову, нашу главную кормилицу. Было страшное бездорожье, осенняя слякоть, наша телега не выдержала и перевернулась.  Мне сильно придавило палец, он оказался поломан.  Мать пыталась его поправить, но ничего не получилось. (Алексей Иванович показывает согнутый палей, и на глазах его появляются слёзы).

А сколько обозов таких, как наш, ехало рядом. Остановились мы в Корочанском районе, в селе Кощиево. Прожили мы там несколько месяцев. Потом нам стало известно, что фашисты подходят к Короче, поэтому нам пришлось вновь эвакуироваться вместе с ранеными, техникой, скотом.

Шли под страшными бомбежками. Под Старым Осколом мы зашли в один дом, чтобы попить воды.  Нам там сказали, что идти уже некуда - везде немцы.

Примерно через час мы увидели  немецкие танки, грузовики с фашистами. Мать успела зарыть в землю наши документы. До сих пор благодарю маму, которая не отпустила брата Никиту с советскими солдатами. Через час после встречи с ними мы увидели подбитый грузовик с трупами солдат, недавно разговаривавшими с нами.

Три недели мы рыли окопы фашистам. Ночевали, где придется, питались тоже, чем придется.

Вернувшись в Дунайку, мы увидели, что наш дом заселили немцы. Жить нам пришлось с ними. Мы поселились в маленькой комнате.

Староста не признался фрицам, что мы - семья коммуниста.

Жил с нами немецкий офицер, который был очень добрый.  Мы поняли, что у него в Германии осталось четыре «киндера», он часто вспоминал их и всегда при этом плакал. Он угощал нас колбасой, мясной тушенкой, хлебом, конфетами, для нас это была большая радость.

Вторая оккупация длилась четыре с половиной месяца. В это время у нас также жили немцы. Но это были жестокие, злые, ненавистные фашисты, которые с таким презрением и отвращением относились к нам, голодным, полураздетым детям. Бывало, поманят нас конфеткой, а потом сунут себе в рот и начнут хохотать.

Один раз я заметил, как они намечали свой хлеб, чтобы мы его не съели (вырезали ножом крест). Сколько меня мама ни уговаривала, чтобы я не притрагивался к их продуктам (ведь это было очень опасно), но я умудрялся у них украсть хлеб и отдать его своему младшему брату Ивану.

 Как нам, мальчишкам, хотелось навредить немцам! У нас за огородом был проложен кабель, и мы его перерезали. Подозрение пало на многих, в том числе и на меня. Но, к счастью, нас не убили, а избили очень сильно, так, что несколько дней я не мог подняться на ноги.

Как тяжело было нашей матери уберечь нас от голода, от злого фашистского кулака. Мы вместе с мамой нередко собирали после уборки урожая хлебные колоски, оставшуюся в поле полугнилую свеклу и картофель и тайком приносили домой.  (приложение 2).

Сколько слез ей пришлось пролить за нас. Тяжело было еще и оттого, что до 1944г мы считали, что наш отец и брат Николай погибли на фронте. Отец также считал нас погибшими.

Мы очень боялись за свою сестру Наталью, которую в любую минуту могли  угнать в Германию. Приходилось прятаться в лесу, погребах. Наш староста всегда предупреждал жителей о готовящейся облаве. Немцы узнали об этом, и его расстреляли.

Да, тяжелое было время, когда в селе стояли немцы. Жизнь каждого висела на волоске. Был введён комендантский час.  За малейшее нарушение порядка  били плеткой, сапогами.

Когда освобождали село, были страшные бои.  Мы в это время сидели в погребах, выходили только тогда, когда все утихало. С какой радостью мы встречали  наших солдат.  Мы им отдавали последние крохи хлеба, молоко, а они нас угощали кусочками сахара, тушенкой.

После немцев осталось много орудий. Старшие ребята их разряжали. Нам запрещено было принимать в этом участие. Однажды произошла  страшная трагедия.  Погибло 6 мальчишек, тела многих приходилось собирать в округе в коробки. Их похоронили в братской могиле на Дунайском кладбище.

После освобождения постепенно жизнь начала восстанавливаться. В сентябре 1943г начались занятия в школе. Портфелей не было, вместо них-полотняные сумки, где лежали тетради, сделанные из коричневатой мокрой бумаги ( развернутые бумажные гильзы снарядов). Чернилами служила печная сажа, разведенная теплой водой. Начались  работы в поле. Днем и ночью вручную убирали свеклу, косили и жали серпами пшеницу, рожь, просо. Мы трудились наравне со взрослыми.

И мы выжили, победили. Слушать песню «День Победы» я не могу без слез, ведь я был свидетелем той войны, столкнулся с фашистской ненавистью. Даже нас, обычных ребятишек, они считали своими врагами, и малейшее их подозрение в чем - либо могло обернуться для нас смертью.

2.2. Детство Зверевой Евдокии Никитичны в военные годы   

Зверева Е.Н. родилась 27 февраля 1929 года в селе Добром в семье крестьянина. Семья была большая - 7 детей: 6 сестер и брат(1925 года рождения), который погиб в Великую Отечественную войну в 1944 году.

Рассказ ведется от первого лица.

В1941 началась война. Радио в селе не было. О начале войны мы узнали от приезжего представителя из Грайворона. Паники среди жителей не было.

На второй день в Грайвороне организовали призывной пункт. Мой отец по возрасту призыву не подлежал, хотя позднее он был мобилизован для отправки колхозного скота в тыл. В районе Курска они попали в окружение и были взяты в плен. Их уже вели на расстрел, но один из начальников приказал отпустить. Отец чудом спасся и вернулся домой, когда в селе уже были немцы.  Другие его товарищи не вернулись.

В первые дни войны мы наблюдали страшные картины: отступление наших войск, шли больше пешие, группами, уставшие. Техника застревала в грязи, так как дорог не было, приходилось ее сжигать. Скот колхозный эвакуировали на восток, шли стадами коровы, овцы через село несколько дней. В поле бродили беспризорные раненые лошади. Больно было смотреть на все это.

Немцев в первую оккупацию в ноябре - декабре 1941 года не было в селе. Но они приезжали из Грайворона на подводах за продуктами почти каждый день. Ходили по хатам, требовали яйца, молоко, мясо, сало. Если мы им не давали, то они сами искали и забирали. Вещей они не брали, так как хороших вещей у крестьян не было. Потом стали забирать коров, свиней. У нас тоже взяли маленького поросенка.

Во вторую оккупацию летом 1943 года в селе  было много немцев со штабом, радиостанцией, машинами. Были и власовцы. Занимали почти все хаты: какие получше - начальство, а похуже - солдаты до 10 человек в хате, спали на соломе. Теперь уже не грабили, зато забирали молодежь в Германию.  Но староста Жариков Егор Капитонович предупреждал родителей об очередной отправке в Германию, поэтому детей прятали. Прятался и мой брат, Ильин Алексей.

За детей родителей брали в заложники. В заложниках была и моя мама, но она очень была тогда больна, поэтому за нее пошла я. Жили мы в здании, где сейчас находится паспортный стол. Мы таскали воду под присмотром немца и мыли полы в здании школы, где стояли немцы. Но вскоре им стало не до нас, и мы ушли домой.

Немцы готовились к наступлению. Была слышна канонада. Иногда немцев отправляли на фронт, привозили убитых, но в селе не хоронили.

И вот наступил долгожданный день: освобождение села. Ночью светились ракеты, а утром 7 августа со стороны Ивановской Лисицы пошла пехота.

После ухода немцев, женщины с детьми на руках и болью в глазах стояли у разрушенных домой в ожидании русских солдат.

(приложение 3)

Жители встречали солдат с радостью, несли всё, что могли: яблоки, груши, огурцы. Воцарилась тишина, но ненадолго.

Со стороны Доброивановки стали лететь снаряды. Военные приказали всем расходиться.  Мы спрятались вместе с соседями в погребе и сидели там до тех пор, пока не утихла стрельба. Много техники осталось у отступающих немцев, орудий. Многие немцы утонули в реке. Это было жуткое зрелище!

Настоящим праздником было освобождение села. Солдаты и молодежь пели песни.

В сентябре начались занятия. Нас, 12 человек, как самых лучших учеников, определили в 6 класс. Учась в школе, мы помогали колхозу: осенью молотили хлеб цепами, весной пололи просо и другие культуры, летом скирдовали хлеб (носили снопы на носилках- 2-хпалках, складывали в копны), работали у молотилки в самом пыльном месте, но легком: отгребали зерно и полову, веяли зерно на веялках. В основном мы работали в поле ночью, заменяя взрослых, так как работа шла сутками. А ели тогда хлеб с клевером, оладьи из картошки, запивая все это солодом из сахарной свеклы.

Несмотря на все невзгоды, тяготы и лишения, мы победили. На фронте мы не воевали, но вместо спокойного и мирного детства мы испытали участь немецкой оккупации.

2.3. Детство Федоровой Екатерины Емельяновны в военные годы 

Рассказ ведется от первого лица.

В семье было 4 детей. Отец в 1940 году пришел из армии. В 1941 его призвали на войну.

Начало войны я смутно помню. Помню, как по переулку « Бочарову» ехали на обозе будущие солдаты, их провожала толпа родственников.

А вот дни оккупации остались в моей памяти навсегда. Во время оккупации в нашем доме был штаб. Немцев мы очень боялись. Но и среди них были хорошие люди. Я помню, что у нас в доме , в сундуке , нашли яйца, сало и хотели забрать. Рядом стояла, обхватив руками четверых детей ( младшему из них было 1,5 года). В дом вошел старший по званию немец, посмотрел на голодных полураздетых детей и отправил подчиненных на выход,  ничего не взяв с собой.

Тяжело было детям в годы войны смотреть на сытых фрицев. Как- то раз мне немец подарил жестяную баночку из- под леденцов. Я сидела и играла с ней, а во двор вошел солдат и решив, что я украла  конфеты, очень сильно ударил меня по лицу, так, что нарыв, который был па шее от оспы, прорвал и потекла кровь. Другой же сочувственно покачал головой

До прихода немцев с нами жил дедушка, который все время молчал.  Немцы приняли его за партизана, хотели допрашивать. Деду пришлось уйти из дома.

В 1943 году в  нашу семью пришло горе- сообщение о том, что отец пропал без вести под Смоленском.

Также я помню, как немцы отступали, оставляя все свои провизии. Люди бегали к машинам и забирали вещи: кому шинель, кому обувь.

Помню победу,  как все нарядные бежали встречать солдат, пели, плясали, а те, кто не встретил своих кормильцев, плакали.  (приложение 4)

Заключение

В Грайворонском районе за период оккупации было расстреляно, повешено и зверски замучено 160 человек, угнано в Германию 1026 человек. Свидетелями этих жертв были не только взрослые, но и дети, родившиеся и жившие в эти страшные годы, дети войны.

Благодаря проделанной работе, мы убедились, как сурово было детство детей периода войны, как быстро взрослели они, какие приходилось им принимать взрослые решения, какие ужасы им пришлось перенести. Постоянное чувство голода, страха за жизнь свою и близких сделали это поколение выносливым, бережливым и любящим свою Отчизну.

Сейчас мы живем в мирное время. Учимся в современных школах, питаемся полноценной пищей, живем в уютных домах, носим красивую одежду. А ведь дети тогда тоже имели право на такую жизнь, но все перевернула война.

Мы пришли к выводу,  что каждый из нас должен быть заинтересован судьбой детей военной поры, чтобы эта трагедия не стерлась в нашей памяти никогда.

Результат нашей работы: оформление альбома «Дети войны», встреча с детьми войны.  А самый главный результат состоит в том, что итогом нашего исследования стало проявление интереса  к судьбам старшего поколения.

Жизнь не стоит на месте.  Уходят люди, которые принимали участие в войне, видели все это своими глазами и смогли об этом рассказать. Поэтому для нынешнего молодого поколения ценны воспоминания ветеранов и тех людей, чье детство пришлось на это непростое время.

 

Скачать полную версию

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter