Урок дорожной азбуки. Обзор литературы по ПДД.

Цель:

- Познакомить учащихся с литературой о ПДД, имеющейся в библиотеке;

- Научить поиску нужной информации в интернете;

- Повысить интерес к данной теме через игровые формы работы, тестирование.

Ход урока

Библиотекарь: «Учиться никогда не поздно»,- гласит народная мудрость. «Учиться никогда не рано,- утверждаем мы, особенно правилам дорожного движения.

15 ноября Всемирный день памяти жертв ДТП, поэтому сегодня мы поговорим с вами о ПДД.

На выставке представлены книги и периодические издания, посвященные ПДД и энциклопедии современного транспорта. Хочется обратить ваше внимание на газету «Добрая дорога детства». А что это за газета? Кто читал ее когда-нибудь? Давайте самостоятельно в Интернете найдем информацию об этой газете (работа за компьютерами). Найдите ссылку «О газете». Прочитайте внимательно. Это полноцветная, иллюстрированная газета объемом 8 полос, выходит 2 раза в месяц

Беседа по прочитанному:

1. Каково назначение газеты? («Добрая Дорога Детства» - единственная в стране газета, поставившая перед собой задачу воспитания маленького человека законопослушным гражданином своей страны, настоящим человеком с нравственной и духовной системой ценностей, обучения его безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения.)

2. Для кого газета печатается? (Газета адресована детям, педагогам, родителям.)

3. Как звучит девиз газеты? (Ее девиз: «Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы»).

Библиотекарь: Главная цель публикаций – способствовать уменьшению детского дорожно-транспортного травматизма, уберечь ребенка от ДТП, сохранить его жизнь и здоровье, обеспечив тем самым будущее нашим детям и стране.

Газета предлагает разные подходы к ознакомлению читателей с данной проблемой и к защите детей от дорожно-транспортных травм.

Родители имеют возможность получить рекомендации по обучению детей безопасному поведению.

Учителям даются полезные советы о том, как включить вопросы безопасности дорожного движения в учебные планы и провести различные мероприятия по данной теме. В газете публикуются различные информационные, аналитические и методические материалы по профилактике детского дорожного травматизма.

Большой популярностью у школ и детских садов пользуются плакатные вставки в газету, позволяющие оформить уголки безопасности в детских учреждениях.

Наконец - и это наиболее интересный аспект - газета привлекает самих детей к процессу обучения. Это и участие в различных конкурсах, проводящихся газетой, и возможность, используя материалы газеты, проводить различные занятия со своими младшими товарищами.

А что вы знаете об истории ПДД?

Давайте совершим с вами маленький экскурс в историю.

Выступление заранее подготовленных учащихся.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: “Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить”.

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э.

В России – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.

Библиотекарь: Шли века. Менялась жизнь, менялся вид транспорта, менялись и знаки дорожного движения.

Мы живем с вами в городе Братске. Это большой город с широкими и узкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, автобусов. И никто никому не мешает. Это потому, что существуют четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Знаете ли вы правила дорожного движения?

Игра «ДА и НЕТ»

- Вы переходите дорогу на красный свет? (Нет)

- Вы катаетесь на самокате во дворе? (Да)

- Говорят, вы не уступаете место старшим в транспорте. Это правда? (Нет)

- А правда ли, что вы дорогу переходите на зеленый свет? (Да)

- Вы играете на проезжей части? (Нет)

- Точно ли, что на желтый свет светофора вы смело переходите дорогу? (Нет)

- Автобус нужно ли ждать на автобусной остановке? (Да)

- В этом зале есть дети, которые могут прокатиться на транспорте, прицепившись к нему? (Нет)

- А правильно ли будет, если будет отменен знак «Пешеходный переход»? (Нет)

- Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (Да) 

А какой вид транспорта доступен вам? Угадайте, что за зверь:

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок,

Мои рога – в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

Стоять на месте не могу.

***

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса. 

Вы правы, это велосипед. А что такое велосипед?

Первые велосипеды полностью делались из дерева и их называли «драндулетами» и «костотрясами», так как при езде на них велосипед очень трясло.

Велосипед – это транспорт, который приводится в движение при помощи силы ног. На современных велосипедах ездить легко, но в целях безопасности нужно принимать меры предосторожности.

А сейчас давайте пройдем тест «Насколько хороший ты велосипедист».

Тестирование:

1. Продумываешь маршрут, прежде чем куда-нибудь поехать

2. Проверяешь исправность велосипеда

3. Надеваешь велосипедный шлем

4. Надеваешь яркую одежду, когда ты едешь на велосипеде

5. Следишь за транспортом и подаешь сигнал, прежде чем начать движение

6. Знаешь, что означают дорожные знаки и дорожная разметка

7. Соблюдаешь требования дорожных знаков и сигналов светофора

8. Включаешь велосипедные фары в темноте.

Посчитай свои балы:

Всего – 5 баллов, иногда – 3 балла, никогда – 0 баллов

30+ - отличный результат, вполне безопасная езда.

15-30 – результат хороший, но ты можешь обеспечить себе большую безопасность.

Менее 15 – нужно ли тебе ездить на велосипеде? Подумай, что ты можешь сделать, чтобы обеспечить свою безопасность. 

Быть заметным важно, когда ты едешь на велосипеде.

Две раскраски с изображением мальчика и девочки. Помогите двум этим велосипедистам стать более заметными, чтобы их легче можно было увидеть. Девочка днем хочет поехать на велосипеде в магазин (ей нужно надеть что-то белое или яркое).

Мальчик поедет на велосипеде домой из школы, когда будет уже темно (ему нужно надеть отражающий жилет или куртку, или прилепить отражающую ленту на одежду).

Задание: раскрась картинки, чтобы обеспечить их безопасность. 

А что на головах ваших героев раскрасок? Назовите правила ношения шлема.

Если ты носишь шлем, риск получить серьезную травму головы снижается на 88%. Очень важно надевать шлем правильно. Убедись, что твой шлем предназначен для езды на велосипеде, и не забудь закрепить ремешок на подбородке. Шлем не должен быть сильно сдвинут на подбородок или на лицо. Он должен сидеть ровно, закрывая лоб, но находясь на два пальца выше бровей.

- Какой вариант правильный? (ответ №3) 

Существуют дорожные знаки для велосипедистов. Сейчас мы с вами проверим, знаете ли вы эти знаки.

Эти знаки устанавливают на оживленных скоростных магистралях. На автомагистралях и дорогах для автомобилей запрещено движение на велосипедах и мопедах.

Чтец:

Если есть велосипед,

Но нет 14 лет,

Не катайся по дороге,

Чтобы не случилось бед.

 

Дорогу нужно перейти?

Снижай скорость, не лети!

С велосипеда ты сойди,

Велосипед за руль веди!

 

Встретил круглый знак и красный,

А внутри велосипед.

Стой! Значит здесь опасно,

Для тебя дороги нет.

 

Если встретил знак знакомый

«Велосипедная дорожка»,

Ездить здесь, конечно, можно,

Но все же очень осторожно. 

Библиотекарь:

Обратимся снова к выставке:

Алексей Дорохов «Зеленый… Желтый… Красный…» состоит из 36 коротких рассказов. Из них ты узнаешь об устройстве наших улиц и дорог, о том, какие по ним ездят машины, а главное – что должен помнить пешеход, чтобы уберечься от разных неприятностей. А в конце книги помещены хитрые вопросы, на которые вы сможете ответить, прочитав книгу.

Юрий шелков «На зеленый свет» рассказывает о регулировании дорожного движения с помощью светофора. Героиня книги Иришка расскажет о том, когда появился первый светофор, о языке светофора и как правильно переходить дорогу на сигнал светофора.

Жду вас с библиотеке!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ПДД