Классный час: Мамаев курган.

Сценарий сопровождается презентацией, музыкой, стихами для детей.

Ведущий:

Звучат первый куплет и первый припев песни «Священная война» (музыка Б.Алекеандрова, слова В. Лебедева-Кумача). На экран про­ецируется плакат «Родина—мать зовет» (художник И. Тоидзе).

1-й ученик: Воскресный день 22 июня 1941 г. навсегда останется в памяти нашего народа. Он стал чертой, поделившей жизнь страны на две части: ту, что была до войны, и ту, что предстояло прожить: вы­стоять и победить. С этого момента начался отсчет 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. И каждый из этих дней требовал от советских людей проявления их лучших качеств, необыкновенной стойкости, мужества и веры в победу.

2-й ученик:

Памятка Немецкого солдата

Помни и выполняй:                                  

.. .Нет нервов, сердца, жалости —- ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце — для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решитель­но, без колебаний.

.. .У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание,  убивай всякого русского, не останавли­вайся, если перед тобой старик или Женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

...Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец — абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты —-германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротив­ляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном — о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

3-й ученик:

Памятка советского солдата

За наших матерей жен и детей! За нашу честь, свободу и люби­мую Родину!- Вперед, на полный разгром фашистских захватчиков!  Вперед, на. Запад! Там ждут, нас советские люди, временно оказав­шиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая, победа над немецко-фашистскими захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ли днем, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их  везде и повсюду. Сила армии— в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина — залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помни­те, что приказ командира—закон.

4-й ученик: История дает нам немало примеров героических сра­жений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, россий­ский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым пе­реломил ход крупнейшей в истории человечества войны. С малоизве­стной высоты с отметкой «102,0» — Мамаева кургана — Красная Армия, по словам Маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину.

Чтец                              

«Вернешься — ты будешь героем,

ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

и что-то кольнуло в груди,

и рухнул весь мир за плечами:

полшага вперед — и в века:

Как это не просто — в молчанье

 коснуться рукой козырька,

расправить шинельные складки,

прислушаться к дальней пальбе,

взять светлую сумку взрывчатки

 и тут же забыть о себе:

А почестей мы не просили,

 не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

солдатской наградой была.

Да много ли надо солдату,

что знал и печаль и успех:

по трудному счастью — на брата

да Красное знамя — на всех.   

1ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть  промышленным центром   Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По  замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его, 6-я полевая армия Паулюса.

Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного, и вооруженного, и численно превос­ходящего противника.

2 ученик: 17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталин­градский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма. В бою  близ Хутора Калмыков, в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика отражали атаки 30 немец­ких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото — он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве. 23 июля первый во время битвы воздушный таран совершил летчик Александр Попов.                                                       

3 ученик: В августовские дни 42-го  в Сталинградском небе от­личился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мессершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.

4 ученик: Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые си­лы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города  и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на югe у ворот  Се­верного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь дол­жен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской террито­рии, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <...> Подписано: Народный Комиссар Обо­роны И. Сталин.

Чтец

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопке пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:   :

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то...

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы Все-таки берем.

1-й ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской  битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки го­рода. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 са­молетовылетов.

2-й ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали приста­ни, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось про­рвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к це­хам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней ра­бочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных, частей Красной 'Армии.

3 ученик

Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города

Родные сталинградцы!    Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города, снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяже­лый дни! Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к ве­ликой русской реке  Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами не­мецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой все новые  и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить  Сталинград.

Товарищи сталинградцы!                                 

Не отладим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной  крепостью. Выхо­дите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррика­дируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно вра­га. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного Дома! 23 августа 1942 года

4-й ученик: Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было по­строено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Писатель Константин Симонов, работавший тогда воен­ным корреспондентом газеты «Красная звезда»  так написал о героизме защитников города: « Сегодня мы еще держимся, мы еще не побеждаем, но слава солдата каждый день и каждую ночь рождается  здесь».

1 ученик: Оборонительное сражение под Сталинградом  приобретало все более  ожесточенный характер. 14 сентября противник продолжал бомбить центр города,  завязались бои за железнодорожный вокзал  «Сталинград— 1», здание которого несколько раз переходило из рук в  руки. Потери с обеих сторон были огромными.

2 ученик: Из Предсмертной записки комиссара 272-го стрелкового полка И.М. Щербины комиссару дивизий: «Тов. Кузнецов, если я погибну, одна моя просьба — семья, другая моя печаль— надо было бы еще сволочам дать по зубам, т.е. жалею, что рано умираю и немцев убил лично только 85 штук. За Родину, ребята, бейте врага!»

 3 ученик: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изры­тый воронками и дзотами,  он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.

 4 ученик: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков.. Я назову лишь не­сколько имен:

Матвей Путилов —- связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздро­било обе руки. Истекая кровью, герой дополз до; места разрыва линии Связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.

1 ученик: Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии  885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламе­нем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бу­тылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.

2 ученик: Василий Зайцев - снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и  офицеров врага. Немецко-фашистское ко­мандование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Коцингса. Но через  4 дня и он был застрелен известным  снайпером.

3 ученик: Яков Павлов - сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на за­пад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во гла­ве с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его не­прерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт по­терял при взятии Парижа.

4 ученик: Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершен­ные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удо­стоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек бы­ли награждены учрежденной 22 декабря 1942 года медалью «За оборону Сталинграда»

1-й ученик: Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне. ...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человеко­подобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армий, как подобает погибать. Декабрь 1942 года

Чтец

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому  что верит, потому что. мать..

И на что надеется она?

Много лег, как кончилась война.

  Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

 Сколько их в то дальнее село

 Мальчиков безусых, не пришло.

... Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

 Все пришли в кино - и стар, и мал

Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской

 Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик:

— Алексей! Алешенька! Сынок!

 Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

 Все боялась — вдруг он упадет,

Но сквозь годы мчался сын вперед.

— Алексей! — кричали земляки.

— Алексей! — просили. — Добеги!

Кадр сменился. Сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку сын бежит.

Жив-здоров, не ранен, не убит.

— Алексей! Алешенька! Сынок!

 Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино...

Все ждала, вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.

Исполнение песни Н. Носова « Мы не погибли» ( исполнение под гитару).

2 ученик:  Юным защитником Сталинграда был шестилетний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу  бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почита­ет. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обна­ружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка. Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».

3-й ученик: 19 ноября 1942 года  Советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление, началась операция «Уран». Силами войск Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов должна была быть прорвана оборона противников.

4-й ученик: Ожесточенные бои на развалинах Сталинграда про­должались еще несколько дней. 6-я немецкая армия под ударами Со­ветских войск бесславно гибла. Район боев представлял собой ужа­сающую картину: среди сплошных развалин громоздилась разбитая брошенная техника, валялись тысячи трупов, оставшиеся в живых немецкие солдаты были на грани безумия. Брошенные на произвол судьбы своим верховным командованием солдаты и офицеры отчаян­но сопротивлялись.

1-й ученик: 2-го февраля капитулировала северная группа про­тивника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй миро­вой войны. В Германии был объявлен траур.

2-й ученик: Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других театрах Второй миро­вой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.

3 ученик: «Победа наших войск под, Сталинградом ознаменова­ла собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и нача­ло изгнания вражеских войск с нашей территории» {Т.К. Жуков).

1 ученик: «Сам; Сталинград. стал, символом мужества, стойкости русского парода и вместе с тем символом  величайшего человеческого страдания, Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы… Это действительно удивительная победа!» У. Черчиль, премьер- министр Великобритании.

2 ученик: «Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрес­сии» (Ф. Рузвелът, президент США).

3 ученик: В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почетный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда -крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».

4 ученик: Отгремели бои, закончилась война. Но осталась па­мять как связующая нить с нашей героической историей.

 Сотни лет

 расходиться широким кругам

по огромной воде

 Молчаливой реки…

Выше всех Эверестов

Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках

Нет ни строки.

Зря не сказано в них,

Что теплеет Земля

и светлеет Земля,

оттого что на ней,

о курганах Мамаевых

 помнить веля,

загораются

тысячи Вечных огней.

Зря не сказано в книгах,

Мамаев курган,

что металла

в твоем оглушенном нутре

 больше,

чем в знаменитой Магнитной горе!

Что хватило его и друзьям

 И врагам.

Вместо капель росы,

как слепое жнивье,

проступает железо,

кроваво сочась...

И поэтому

самая главная часть

 в «притяженье Земли-

притяженье твое!...

Ты цветами пророс.

Ты слезами пророс.

Ты стоишь,

поминальные муки терпя.

Синеватые молнии

медленных гроз,

 будто в колокол памяти,

бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли

 и колышется нервно

 степная трава.

Оживают

затертые напрочь

 снова.

И по плитам

устало

стучат костыли.

Звучит фрагмент песни «Журавли» ( начитка под музыку)

1-й ученик: Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября1967 года на Мамаевом кургане был открыт памят­ник-ансамбль.

2 ученик: У подножия Мамаева кургана растет березка. Посадил ее Федор Рыкунов в память о погибших в годы войны четырех брать­ях. С 13 апреля 1965 года по инициативе Лидий Степановны Пласти­ковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в намять о родных, погибших в годы войны.

Чтец

Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Дней военных грозные мелодии,

Радость или горькая нужда

Все проходит, остается Родина,

То, что не изменит никогда.

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга,

А над смертью торжествует жизнь!

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

6 ученик: Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталинградом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать».

Чтец

В свой срок — не поздно и не рано —

придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаему кургану

придешь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на краю метели белой

положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

каким он был, их ратный путь!

Февраль-февраль, солдатский месяц—

пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

 Февраль — февраль. Солдатский месяц —

Горят гвоздики на снегу.                                                                                                                   

Ведущий: Война закончена. Но мы помним героев, которые отстояли мир.

( Исполнение песни « Поклонимся великим тем годам»)
Минута молчания ( « Метроном»)

Выступление ветерана Великой Отечественной войны Гоменко С. В.

 

Скачать

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter