Конспект внеурочного мероприятия «Я поведаю вам свою боль…» 4 класс

Авторы: Коптенок Кристина Александровна - студентка, Григорьева Галина Николаевна - преподаватель филологических дисциплин. ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум" г. Сенгилей

Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Направление деятельности: научно - познавательное

Цель: познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержанием его рассказа «Белогрудка»;

Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – эстетических ценностей; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико – литературными понятиями.

УУД:

Личностные:

- формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- формируем умения извлекать информацию из текста; формируем умения находить ответы на вопросы из текста.

Оборудование: записи на доске, портрет писателя, книги, карточки со словами, слова, выставка книг писателя, листочки для рефлексии.

Оформление доски: записи, портрет писателя.

План занятия:

1.Организационно – мотивационный:

а) приветствие, сообщение темы цели;
б) проверка готовности.

2. Деятельностно – мотивационный:

а) знакомство с творческой деятельностью писателя (биография, книжная выставка);
б) беседа по вопросам;
в) чтение художественного текста комбинированным способом;
г) проверка восприятия (понравился ли рассказ; а что особенно понравилось; ответы на вопросы по тексту).

3. Оценочная – рефлексия:

а) какие книги написал Виктор Петрович?
б) мне хотелось бы наше занятие закончить стихотворением;
в) понравилось ли вам занятие?
Ход занятия

Этапы:

Деятельность учителя:

1.Организационно-мотивационный этап.

 

 

 

 

 

2.Деятельностно-операционный этап.

 

 

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Улыбнулись, потянулись.

Друг на друга поглядели.

И тихонько дружно сели.

Здравствуйте, дети! Это внеклассное занятие проведу у вас я. Меня зовут Кристина Александровна. Тема нашего занятия «Я поведаю вам свою боль...» (по рассказу «Белогрудка» В.П. Астафьева) Сегодня мы познакомимся с биографией Астафьева Виктора Петровича и рассказом «Белогрудка».

Биография:

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

      С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО (фабричное заводское обучение) в г. Красноярске и работал составителем поездов.

      Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. Итак, до самой победы - шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, он получает контузию.

      На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Умер Виктор Петрович 29 ноября в 2001году.  Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

Вашему вниманию представляю выставку книг Виктора Петровича «Царь - рыба», «Стрижонок Скрип», «Бабушкин праздник», «Конь с розовой гривой», «Веселый солдат», «Ясным ли днём», «Васюткино озеро», «Перевал», «Кража».

Тест:

1. Когда ушел из жизни Виктор Петрович? (в 2001 году)

2. Какой он был человек? (чуткий, честный, требовательный)

3. К чему он относился непримиримо? (ко лжи и злу)

4. Какой у Виктора Петровича был первый рассказ? («Жив», но потом он его назвал «Васюткино озеро».

5. Как звали его будущую жену? (Мария Корякина).

6. Где жил последние годы Виктор Петрович? (на родине в Сибири, на берегу Енисея, в селе Овсянка).

7. Что оставил он в наследство своему селу? (библиотеку).

Сейчас я начну читать рассказ «Белогрудка», а вы следите внимательно. После меня кто - то будет читать из вас.

Словарная работа:

Косого – это склон горы или холма.

Густолесье – густой лес.

Трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний.

Метаться – суетливо в волнении двигаться в разных направлениях.

Пихта – хвойное дерево, семейства сосновых.

Крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Понравился ли вам рассказ? Что вам особенно понравилось?

Дети, давайте сейчас ответим на вопросы по тексту, так же можно пользоваться текстом:

- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)

- Кто являются героями рассказа? (куница, детёныши, мальчишки и др. люди)

- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

- Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание)

- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», «трепетала, прильнув к котятам» и др.)

- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния. Найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.

- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)

- Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)

- Найдем в тексте рассказа описание чувства мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «…стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.

- Что говорили родители и охотники по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.

Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», - говорил Саади.

- Как вы понимаете данный эпиграф?

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Заключительное слово учителя.

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

- Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина «Берегите землю»:

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите…

Берегите землю! Берегите …

И вот наше занятие подошло к концу. Я вам раздаю вот такие цветочки, ваша задача - нарисовать лицо и в нем указать свое настроение в улыбке. И потом ваши цветочки приклеить к доске и описать, почему именно вы нарисовали   такую улыбку.

Всем большое спасибо за занятие. Мне очень понравилось, как вы отвечали, какие вы были активные, молодцы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter