Мониторинг развития личности и индивидуальности младших школьников

Перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни общества, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу.

Перед ней встают новые цели и задачи, изменяется ориентация ее деятельности, в центре которой – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления субъектности, индивидуальности, раскрытия творческих возможностей.

Планируемые результаты развития личности и освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС второго поколения.

Основными требованиями результатов начального общего образования являются:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Реализация личностного потенциала школьника требует выстраивания самим учеником траектории своего развития (интеллектуального, духовно-нравственного, физического).

Все больший акцент делается в современном учебно-воспитательном процессе на углубленное и непрерывное слежение не только за качеством усвоения знаний, но и за динамикой развития личности и индивидуальности школьника.

Оценить эффективность работы начальной школы в данном направлении может помочь мониторинг развития личности и индивидуальности младших школьников.

Цели и задачи мониторинга

Цели создания и реализации данной программы:

  • Определить эффективность деятельности педагогов начальной школы по конкретным результатам развития личности и индивидуальности младших школьников, в условиях разноуровневого подхода к развитию учащихся в связи с нововведениями, требуемыми стандартами второго поколения.
  • На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления младшими школьниками своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности,  способностей к самоопределению и самореализации на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (графики представлены в полной версии)

Вывод: В 2009-10 учебном году в школе функционируют три первых класса. В классах обучается 86 учащихся. По итогам психолого-педагогической характеристики учащихся (Опросник для учителя Л. М. Ковалёвой) выявлено, что 11 учащихся имеют явные трудности в адаптации к школе.

Проблема состоит и в возрастных, и в психологических особенностях учащихся: Плохо развиты мелкие мышцы рук, в работе превалирует игровой мотив, слабо выраженное произвольное внимание, отсюда низкая работоспособность, слабо развита речь.

На данный период времени это нормальное явление. В целом адаптация в этом году проходит успешно. В 1В классе отсутствуют дети с коэффициентом дезадаптации больше 30%.

Педагогам, работающим в первых классах рекомендуется:

  1. Чётко соблюдать режим дня, используя динамическую паузу, восстанавливать работоспособность детей.
  2. Составить психолого-педагогическую характеристику учащихся с проблемами адаптации (по методике Афанасьевой В. И.)
  3. На протяжении всего учебного года проводить с родителями  консультации по вопросам успешного адаптирования ребёнка к школе.
  4. Психологу школы организовать во втором полугодии развивающие занятия с некоторыми учащимися первых классов по программе «Хочу быть успешным».
  5. Больше уделять внимания физическому и психическому развитию учащихся.

Цветограмма «Я и школа» 

Вывод: Учащиеся 1В класса спокойно относятся к посещению занятий в школе, с радостью воспринимают учителя и с удовольствием занимаются в кружках по интересам. Особое внимание следует обратить на отношения с одноклассниками, так как у детей ещё не сформированы коммуникативные навыки. Им сложно общаться с окружающими людьми.

Анализ процесса формирования личностных качеств (начало и конец года)

Вывод: детям нравится посещать танцевальный кружок, аэробику, экономику и юные пожарники. Именно эти кружки они выбирают для себя на следующий 2011 – 2012 учебный год.

Скачать полную версию мониторинга развития личности и индивидуальности младших школьников вы можете по ссылке ниже

Размер:
174.88 Kb
Скачали:
22

Метки к статье: мониторинг, развитие