Мониторинг развития личности и индивидуальности младших школьников

Автор: Дудина Елена Павловна, МОУСОШ №8, г. Каменка Пензенской области, учитель начальных классов 

 

Перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни общества, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу. Перед ней встают новые цели и задачи, изменяется ориентация ее деятельности, в центре которой – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления субъектности, индивидуальности, раскрытия творческих возможностей.

Планируемые результаты развития личности и освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта второго поколения.

Основными требованиями результатов начального общего образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения являются:

— формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Реализация личностного потенциала школьника требует выстраивания самим учеником траектории своего развития (интеллектуального, духовно-нравственного, физического).

Все больший акцент делается в современном учебно-воспитательном процессе на углубленное и непрерывное слежение не только за качеством усвоения знаний, но и за динамикой развития личности и индивидуальности школьника.

Оценить эффективность работы начальной школы в данном направлении может помочь мониторинг развития личности и индивидуальности младших школьников.

            

Цели и задачи мониторинга 

Цели создания и реализации данной программы: 

1. Определить эффективность деятельности педагогов начальной школы по конкретным результатам развития личности и индивидуальности младших школьников, в условиях разноуровневого подхода к развитию учащихся в связи с нововведениями, требуемыми стандартами второго поколения.

2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления младшими школьниками своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности,  способностей к самоопределению и самореализации на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

 

Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (графики представлены в полной версии)

 

Вывод: В 2009-10 учебном году в школе функционируют три первых класса. В классах обучается 86 учащихся. По итогам психолого-педагогической характеристики учащихся (Опросник для учителя Л. М. Ковалёвой) выявлено, что 11 учащихся имеют явные трудности в адаптации к школе. Проблема состоит и в возрастных, и в психологических особенностях учащихся: Плохо развиты мелкие мышцы рук, в работе превалирует игровой мотив, слабо выраженное произвольное внимание, отсюда низкая работоспособность, слабо развита речь. На данный период времени это нормальное явление. В целом адаптация в этом году проходит успешно. В 1В классе отсутствуют дети с коэффициентом дезадаптации больше 30%.

Педагогам, работающим в первых классах рекомендуется:

1. Чётко соблюдать режим дня, используя динамическую паузу, восстанавливать работоспособность детей.

2. Составить психолого-педагогическую характеристику учащихся с проблемами адаптации (по методике Афанасьевой В. И.)

3. На протяжении всего учебного года проводить с родителями  консультации по вопросам успешного адаптирования ребёнка к школе.

4. Психологу школы организовать во втором полугодии развивающие занятия с некоторыми учащимися первых классов по программе «Хочу быть успешным».

5. Больше уделять внимания физическому и психическому развитию учащихся.

 

Цветограмма «Я и школа» 

Вывод: Учащиеся 1В класса спокойно относятся к посещению занятий в школе, с радостью воспринимают учителя и с удовольствием занимаются в кружках по интересам. Особое внимание следует обратить на отношения с одноклассниками, так как у детей ещё не сформированы коммуникативные навыки. Им сложно общаться с окружающими людьми.

 

Анализ процесса формирования личностных качеств (начало и конец года)

Вывод: детям нравится посещать танцевальный кружок, аэробику, экономику и юные пожарники. Именно эти кружки они выбирают для себя на следующий 2011 – 2012 учебный год.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: мониторинг, развитие

Добавить комментарий
Mail.ru counter