Воспитательное мероприятие для начальной школы: Насыпь под окнами в кормушку хоть горстку крошек

Автор: Полежаева Лариса Александровна, преподаватель декоративно-прикладного искусства и рисования, МАОУК ДОД «Детская музыкальная школа», г. Комсомольск-на-Амуре

 

Данное воспитательное мероприятие «Насыпь под окнами в кормушку хоть горстку крошек» проведено на занятиях по декоративно-прикладному искусству и рисованию для учащихся 1 класса в детской музыкальной школе. Актуальность мероприятия заключается в том, что мы с учениками приняли участие в городской и краевой экологической акции «Покормите птиц зимой» и в конкурсе на изготовление лучшей кормушки для птиц и детям необходимо было ближе познакомиться с зимующими птицами Хабаровского края, запомнить их голоса и повадки. Данное мероприятие помогло детям в этом.

Цели мероприятия:

1. Расширить и углубить знания о зимующих птицах;

2. Воспитывать глубокое чувство любви к лесу;

3. Развитие речи, логического мышления.

Оборудование: доска учебная, фотографии птиц формата А3, проигрыватель DVD с диском записей голосов птиц, шапка с нарезанными бумажками (с заданиями), набор пластиковых снежинок.

На доске записи:

Ваши вороны

Кверху пупом летят,

А наши дураки,

Задравши голову, глядят!

 

Ход занятия:

1 Ведущий. Собрались сегодня вместе мы, друзья,

На заснеженной поляне.

Чтобы вместе нам попеть, потанцевать,

На забавные потехи посмотреть,

В состязаниях участие принять!

А беседовать мы будем о зимующих птицах Хабаровского края.

Наши обычные птицы прелестные,

Сорока, ворона и вор-воробей!

Счастливым странам не столько известные,

Сколько известны отчизне моей…

Ваши окраски все серые, черные,

Да и обличьем вы очень просты:

Клювы как клювы, прямые, проворные,

И без фигурчатых перьев хвосты.

В непогодь вьюги, бураны, метелицы

Все вы, голубчики, тут, подле нас,

Жизни пернатой невесть что-безделицы,

Вы утешаете сердце подчас.

И для картины вы очень существенны

В долгую зиму в полях и лесах!

Все ваши сборища шумны, торжественны

И происходят у всех на глазах.

Жизнь хоть и скромная, жизнь хоть и малая,

Хоть не большая, а все благодать.

Жизнь в испытаниях великих бывалая,

Годная многое вновь испытать…(К.Случевский)

2 ведущий - Итак, мы говорим о зимующих птицах Хабаровского края. Давайте вспомним – какая зима в наших краях? (выслушиваются ответы детей). Значит, птицам зимой приходится туго. Сейчас мы с вами будем отгадывать наших местных птиц. За каждый правильный ответ я буду давать вам  снежинку (подготовлены заранее и сложены в корзинку). Слушаем внимательно и отгадываем.

 

- По стволам могучих сосен

Быстрой тенью он скользит

И, чуть утро, с звонким кличем

По коре стучит, стучит:

Просыпайся, подымайся,

Весь лесной пернатый  род!

Раньше солнца по лесам я

Совершаю свой обход! (дятел)

 

- Тихо – тихо сидят на снегу -

на головах бобровые шапочки,

у самца на груди отраженье зари,

скромно- серые перья на самочке (снегири).

 

- Щебет торопливых перекличек

За окошком комнаты моей.

Кто там? Стайка серых птичек:

Шустрый горожанин…(воробей).

 

- По заснеженным асфальтам,

Синим цветом отливая,

Ходят птицы дивные.

Охорашиваясь важно,

Корм берут доверчиво.

Зарядив с утра, воркуют

Целый день до вечера (голуби).

 

- Вон над нашим окном.

Всем окрестным открыта квартирам,

Вновь сидит эта птица

С загадочным внутренним миром.

Не скряга, не сплетница, не иждивенка!

И заступница голубю!

Кошке кровавой острастка!

Как прекрасны ее лицо и ее окраска! (ворона).

 

- Он хрюкает, хвостище распускает,

свистящее шипенье испускает,

поводит шеей, сам себя ласкает

и воспевает существо свое (глухарь).

 

1 Ведущий - Поспела новая игра – нелегкое заданье: определить теперь пора по фотографиям на доске оседлых  и полуоседлых птиц. Итак, каких птиц называют оседлыми? Полуоседлыми? (определяем по фотографиям птиц:

Оседлые - это птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него, это – голубь, воробей, ворона; полуоседлые – глухарь, рябчик, тетерев,, тетерев, сорока, овсянка). Всех этих птиц мы называем зимующими, они не улетают от нас в теплые края. А каких лесных зимующих птиц мы не назвали? (серая неясыть, воробьиный сычик, большой пестрый дятел, кедровка, синица, обыкновенный поползень, клест, свиристель, щур, филин, желтоголовый королек, сойка, пищуха, белая сова, белая куропатка).

2 ведущий – приглашаю всех на состязание «Птичьи голоса» (включается запись голосов птиц, угадавшим их ведущий вручает снежинку; голоса- сорока, воробей, голубь, дятел, синица, поползень, ворона). Молодцы, хорошо знаете птиц!

1 Ведущий – А теперь поиграем в игру «накорми зимующих птиц». На доске открываем штору. В первом столбике наклеены таблички с названиями птиц, во втором столбике – названия кормов. Подберите каждой птице свой корм. За правильные ответы выдаем снежинки.

 

Воробей

Кедровые орешки

Синица

Семена растений, сорняков, подсолнечника

Ворона

Крошки, нутряной жир

Голубь

Пшено, семена хвойных

Дятел

Каша, ягоды шиповника

Тетерев

Личинки насекомых, ягоды рябины, калины, можжевельника

Клест

сало

 

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Поднимите руку, кто из вас зимой подкармливает птиц во дворе своего дома, возле школы? Смогут ли птицы выжить в морозы без помощи человека? Почему? А как справляются  самостоятельно птицы в лесу? Тяжело ли им приходится?

2 ведущий – А сейчас мы станем артистами и с помощью пантомимы покажем зимующих птиц. Дети из шапки вытаскивают по очереди  бумажки с заданием и по очереди выходят их выполнять.

Задания: покажите с помощью пантомимы – замерзшего воробья, который склевывает крошки; дятла, который долбит клювом дерево и достает личинки насекомых; ворону, которая пытается клювом развязать полиэтиленовый пакет с отходами продуктов питания; голубя, воркующего на теплой крышке канализационного люка; клеста, вытаскивающего орешки из шишки; тетерева, склевывающего семена с кустика.

Какие вы молодцы!

1 Ведущий - А теперь отгадайте загадку – в имени какой  зимующей птицы сорок букв? (сорока).

- Посчитайте задачку про зимующих птиц - летела стая тетеревов. Села на рощу деревов, по двое на дерево сядут – одно дерево лишнее. По одному сядут – один тетерев лишний (4 тетерева. 3 дерева).

- А теперь дружно споем  прибаутку, которая записана на доске:

Ваши вороны

Кверьху пупом летят,

А наши дураки,

Задравши голову, глядят!

- Хорошо справились с разными заданиями.

2 ведущий – Так почему же нужно помогать птицам зимой? Кто из вас делает это с удовольствием? Кто рассказывает своим друзьям как надо подкармливать птиц зимой?

- послушайте стихотворение  Всеволода Рождественского «Зимние птицы»

Нет, их не манит солнце юга,

И даже вьюги не страшны,

Хотя приходится им туго

До первых проблесков весны.

Но что их держит? Чувство дома?

Боязнь пуститься в дальний путь?

Иль то, что здесь им все знакомо, -

Мол, перебьемся как-нибудь?

Доверчивей бывают птицы,

Когда вокруг скупа земля.

Летят сюда, чтоб прокормиться

У человечьего жилья.

Давно заносит снег избушку,

Мертва сугробов белизна,

Насыпь под окнами в кормушку

Хоть горстку крошек иль пшена.

Какое будет ликованье

На подоконнике твоем!

Пусть этот писк и щебетанье

Всегда твой согревают дом.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter