Логопедическое занятие для первоклассников с ОНР: Формирование техники чтения

Цели урока:

Грамматическая: закрепление понятий «текст», «предложение», «слово».

Лексическая: школьные принадлежности.

Коррекционные задачи:

  • Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;
  • Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;
  • Воспитывать навыки правильного голосоведения (темп, ритм, паузацию речи, высоту и др.);
  • Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;
  • Развивать навыки морфологического анализа;
  • Учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;
  • Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

Общеобразовательные задачи:

- Формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;

- Формировать навыки синтаксического разбора предложений;

- Познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;

- Закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;

- Формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;

- Развивать навыки предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля.

Оборудование: карточки, схемы предложения (слова для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка», мультимедийный проектор, компьютер. 

Ход урока

1. Организационный момент  1 мин

2. Речевая зарядка: 2 мин

- послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

- что обозначает слово хохлатые?

3. Повторение ранее изученного материала: 3-4 мин

- расскажите Антошке, что такое речь?

- какой она бывает?

- чем устная речь отличается от письменной?

- для чего нужна речь?

- какими схемами обозначаются предложение и слово?

- найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока: 2-3 мин

- какую речь приятно слушать?

- о какой речи мы будем говорить на уроке?

- объясните, почему вы так решили?

5. Работа над техникой речи (дыханием): 5 мин

- поможет нам провести урок Антошка.

- послушаем его, что он нам расскажет.

(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Я так торо-пил-ся к вам! Помо-ги-те мне! Я кА-жет-ся по-пал в бе-ду! От ме-ня убе-жа-ли школь-ны-е при-над-леж-нос-ти!»)

- Антошка, отдышись, отдохни.

- скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?

- приятно ли было его слушать?

- итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

(правила дыхания)

выполнение упражнения вдох-животики круглые, выдох-животики маленькие

6. Развитие слухоречевой памяти 5-7 мин

- произнесите на одном дыхании: учебник пенал; учебник пенал, карандаш; учебник пенал, карандаш, ручка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер

7. Чтение гласных. Чтение с дирижированием 3 мин

- прочитайте гласные на одном выдохе

А-Э-О-Ы

А-Ы-О-У

О-У-А-Э

О-Э-А-У

8. Физкультминутка 2 мин

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали,

Руки-вверх! Руки-вниз!

Вправо, влево повернись!

9. Работа над техникой речи 3-5 мин

голосом изобразить интонацию восклицаний (картинки)

- А-А-А-А! (страх)

- О-О-О-О! (удивление)

- Э-Э-Э-Э! (уверенность)

10. Развитие лексико-грамматических конструкций 5 мин

- отгадать загадки:

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется, там след остается. (Карандаш)

По черной земле

Белый заяц пробежал. (Мел)

- придумать предложения со словами и соотнести их со схемами.

11. Подведение итога урока 3-4 мин

- какую речь приятно слушать?

- что значит правильно дышать во время речи?

Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Размер:
30.5 Kb
Скачали:
31