Рабочая программа по обучению грамоте. Школа России

Обучение  грамоте. 1класс. Составлена на основе авторской программы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка;

- Содержание программы;

- Учебно-методический комплект;

- Перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- Основные требования к ЗУН учащихся к концу 1-го класса;

- Тематическое планирование;

- Поурочное планирование.

Изучение русского языка в начальной школе  начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.

В течение этого времени  работа направлена на:

- развитие фонематического слуха детей;

- обучение их перво­начальному чтению и письму;

- расширение и уточнение представ­лений детей об окружающей  действительности в ходе чтения, ор­ганизации экскурсий, наблюдений;

- обогащение словаря учащихся и развитие устных (слушание и говорение) и отчасти письмен­ных (письмо) видов речи.

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовитель­ный, букварный (основной) и после букварный.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов:   обучение первоначальному чтению и   обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложе­ние, связное высказывание (текст).

  Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического ме­тода, который учитывает новейшие данные лингвистической, пе­дагогической и методической науки, носит воспитывающий и раз­вивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уро­ках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в сло­ве, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Правильно  списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и ко­роткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание уме­нию различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, ус­танавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного про­изношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, ос­мысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом — отвечать на вопросы учителя. Пере­сказывать  прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за из­менениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репро­дукций картин и т. п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов ре­чевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладева­ют сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарны­ми умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связ­ная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное вни­мание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.

На уроках обучения чтению и письму учитель стремится раз­нообразить виды деятельности. С  учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует  занимательный мате­риал. Включает  в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п.  Учитывая разный уровень до­школьной подготовки первоклассников, особое значение приоб­ретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных уме­ний и навыков чтения и письма.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 раз в не­делю 15-20 минут на уроке) у учеников формируется интерес к детской книге и само­стоятельному чтению. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения  детских книг на   занятиях внеклассным чтением. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.

   При обучении грамоте в 1 классе реализуются основные ди­дактические принципы:

- доступности,

- преем­ственности

- перспективности

- развивающей направленности

- са­мостоятельности

- учета индивидуальных особенностей уча­щихся

Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает ре­шение таких основополагающих вопросов, как:

- формирование важнейших нравственных и эстетических пред­ставлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, раз­витие творческих способностей;

- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие ло­гического и образного мышления, освоение нового для детей ви­да деятельности — учебной, умения рационально использовать время на уроке;

- овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге — источнику знаний.

 В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отноше­ния к учебе.

 

Тематическое планирование

(24 недели х 9 часов = 216 часов)

 

Тема

Всего часов

Контрольные работы

Развития речи

Внеклассное чтение

 

Подготовительный период 

39 ч

 

 

4

  1.  

Речь

2 ч

 

 

 

  1.  

Предложение и слово

2 ч

 

 

 

  1.  

Слог, ударение

4 ч

 

 

 

  1.  

Звуки и буквы

3 ч

 

 

 

  1.  

Гласные звуки и буквы

7 ч

 

 

 

 

Основной период 

144 ч

1 списывание

12

14

  1.  

Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами

140ч

 

 

 

  1.  

Буквы Ъ и Ь

4 ч

 

 

 

 

Послебукварный  период  

33 ч

 1 диктант,

2 списывания

5

2

  1.  

Чтение художественных произведений

19

 

 

 

  1.  

Письмо. Практическое применение правил.

14

 

 

 

 

Итог:

216 ч

4

17

16

 

Основное содержание тем

Подготовительный период (39 часов)

Речь  (устная и письменная). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графиче­ских схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесе­ние одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глу­хих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в поло­сти рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Гласные и согласные звуки. Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло­гов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

 

Букварный период (основной)  (144 ч) 

      Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.   Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со спосо­бами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на осно­ве правильного и относительно быстрого узнавания букв, опре­деления ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при пись­ме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кис­ти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и ма­леньких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обо­значение звуков соответствующими буквами рукописного шриф­та. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с об­разцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Про­верка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать боль­шую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с про­изношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Буквы Ъ и Ь.  Знакомство с буквами, не обозначающими звука.  Формирование представления о правописании Ъ  и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к зву­ковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памя­ти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых на­выков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интони­рованию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков род­ного языка, особенно различение их на слух, верное употребле­ние сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолирован­ное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий пред­метов, признаков, действий и объяснение их значения. Объеди­нение и различие по существенным признакам предметов, пра­вильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нуж­ное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор си­нонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грам­матической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совер­шенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений раз­личного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про­пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, опреде­ленного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с исполь­зованием нескольких прочитанных слов, предложений, объеди­ненных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное при­думывание событий, предшествующих изображенным или по­следующим событиям.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенно­му учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихо­творений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с со­блюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель­ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

 

Послебукварный  период    (33 часа) 

 Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С. Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д.  Совершенствование  навыков чтения.

 Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по  картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с    произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с    произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах.

 

Учебно-методический комплект:

- программа,

- учебник «Русская Азбука» 2006  (В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько)

- прописи 2006  (Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4)

- хрестоматия для внеклассного чтения  2006 (В.Г. Горецкий)

- методические рекомендации для учителя.

 

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий 

РУССКИЙ  ЯЗЫК

 

1.

  • Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1  класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
  • Стандарт начального образования по русскому языку.
  • Примерная программа начального образования по русскому языку.

 

2.

  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
  • Касса букв и сочетаний (по возможности)
  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
  • Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
  • Словари всех типов по русскому языку.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

3.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Телевизор (по возможности)
  • Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).
  • Аудиоцентр/ магнитофон.
  • Диапроектор
  • Мультимедийный проектор (по возможности).
  • Экспозиционный экран (по возможности)
  • Компьютер (по возможности)
  • Сканер (по возможности)
  • Принтер лазерный (по возможности)
  • Принтер струйный цветной (по возможности)
  • Фотокамера цифровая (по возможности)

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter