Рабочая программа по музыке для 1 класса

1 час в неделю, 33 часа в год

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству с опорой на примерные программы начального общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   2008 год (6-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки

Литература

Пояснительная записка

Первая ступень  музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в начальной  школе способствует развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщиться к духовным ценностям музыкальной культуры.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, её образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству с опорой на примерные программы начального общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   2008 год (6-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90. [6] с.).

Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

-  привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность уроков музыки – 1ч. в неделю. Всего 33 часа

В  1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2006г.

- Музыка. 1 класс.: рабочая тетрадь: / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.

- Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.  – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.

- Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия. 2 кассеты /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2005.

Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением детских музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»);

- изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов);

- окружающим миром (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»).

         В качестве главных методов программы  избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

 По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров (песня, танец, марш);

- названия изученных произведений и авторов;

- названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

- названия нот, темпов (быстро – медленно), динамики (громко - тихо);

уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- контрольная работа;

- тест.

Содержание программы

1.     «Нас в школу приглашают задорные звонки» (1 час)

 Первая встреча со школой. Музыка встречает ребят в первый школьный день. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.

Слушание песни В. Шаинского «Чему учат в школе». Пение песни Г. Струве «Мы теперь ученики». Рабочая тетрадь  стр.3 – раскрасить рисунок. Чтение сказки А.О. Морено «Сказка».

2.     «Музыка, музыка всюду нам слышна» (1 час)

 Звучание музыки в окружающей жизни. Отличие музыкальные звуки от немузыкальных. Понятия: песня, характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко). Пение песни Г. Струве «Весёлая песенка».

3.     «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» (1 час)

 Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. Пение песни Г. Струве «Так уж получилось», её театрализация.

Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками», Г. Манге «Пейзаж с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны», Н. Крымов «После весеннего дождя».

4. Краски осени (1 час)

Разговор об осенней природе, о чувствах, которые вызывает она. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. Пение песен  В. Иванникова «Осенняя сказка»; А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Музыкально-ритмические движения.

Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В.Ван Гог «Тополиная аллея осенью».

5. Что ты рано в гости, осень, к нам пришла (2 часа)

 Продолжение разговора об осенней природе. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. Слушаем П. Чайковский Ноктюрн, соч. 19 №4 (фр-т). Пение песни В. Николаева «Песенка об осеннем солнышке». Музыкально-ритмические движения. Задание «Сравни».

6. Музыкальное эхо (1 час)

Эхо в природе, динамика (громко - тихо) – в музыке.  Пение песен  Е. Попляновой «Эхо», «Камышинка-дудочка». Игра на детских музыкальных инструментах, театрализация, импровизация.

7. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! (2 часа)

Значение слова «каникулы». Новое понятие – темп (быстрый - медленный). Слушаем М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки». Пение песни  Г. Струве «Переменка».  Ритмическая импровизация. Просмотр: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Обобщающий урок по темам 1 четверти.

8. Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать (1 час)

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.  Слушаем Д. Шостакович «Вальс-шутка»; А. Спадавеккиа «Добрый жук». Пение немецкой н.п. «Потанцуй со мной, дружок», «Гусята». Музыкально-ритмические движения.

9. Ноги сами в пляс пустились (1 час)

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Слушаем П. Чайковский «Камаринская». Пение р.н.п. «Во поле берёза стояла». Музыкально-ритмические движения. Р.н.п. «Ах вы, сени» - игра на детских  музыкальных инструментах.

10. Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов (1 час)

Музыкальные инструменты русского народа – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирели, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. Слушаем р.н.п. «Светит месяц», «Во поле берёза стояла» (в исполнении оркестра р.н.и.). Пение р.н.п. «Во поле берёза стояла». Р.н.п.  «Коробейники» - игра на детских музыкальных  инструментах.

11. Марш деревянных солдатиков (1 час)

Особенности марша и его разновидности. Слушаем П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Пение английской н.п. «Встанем в круг». Музыкально-ритмические движения.

Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация).

12. Детский альбом П.И. Чайковского (1 час)

Музыка для детей великого русского композитора П.И.Чайковского «Детский альбом». Слушаем П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». Характер музыки – грустно, печально, горестно, радостно, восторженно. Пение песни  Г. Струве «Маленькая мама» (импровизация).

Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла».

13. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки (1 час)

В. Одоевский «Городок в табакерке» - чтение. Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Слушаем  А. Лядов «Музыкальная табакерка», Р. Шуман «Дед Мороз». Пение песен  Г. Вихаревой «Ёлочка любимая» (музыкально-ритмические движения), Г. Струве «Пёстрый колпачок» (импровизация).

14. Новый год! Новый год! Закружился хоровод (1 час)

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новому году.         Музыкальный инструмент - челеста.  Слушаем П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Пение песен  Г. Струве «Новогодний хоровод»,  Г. Вихаревой «Дед Мороз» (музыкально-ритмические движения). Просмотр  фрагментов балета «Щелкунчик». Итоговый тест.

15. Зимние игры (2 часа)

Разговор о зимних каникулах, о зимних играх.  Слушаем П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Пение песен Н. Перунова «Белый пух», «Мороз, мороз» (импровизация). Слуховой контроль пения (чистота интонации), выразительного  исполнения.

16. Водят ноты хоровод (1 час)

Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд. Слушание и пение песен В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Сказка «Семь спящих принцесс и звенящая радуга».

17. Кто-кто в теремочке живёт? (1 час)

Слушание р.н.п. «Теремок», пение, театрализация, игра на детских муз. инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.

18. Весёлый праздник Масленица (2 часа)

Народный праздник на Руси – Масленица. Проводы зимы. Встреча весны. Слушаем И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка».  Пение песен р.н.п. «Едет Масленица дорогая»,  «Перед весной»,  попевки  «Мы давно блинов не ели».

Просмотр  фрагментов балета «Петрушка».

19. Где живут ноты? (1 час)

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Путешествие в музыкальную страну. Пениепесни Г. Струве «Песенка о гамме». В Лунин сказка «Песенка». Контрольная работа по нотной грамоте.

20. Весенний вальс (1 час)

Посвящён самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Слушаем П. Чайковский Вальс. Пение песен А. Филиппенко «Весенний вальс»; Е. Соколова «Сегодня мамин день».

21. Природа просыпается (1 час)

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи. Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка». Пение укр.н.п. «Ой, бежит ручьём вода» (игра на детских музыкальных инструментах), «Веснянка».

Зрительный ряд: К. Юон «Мартовское солнце», Н. Ромадин «Розовый вечер».

Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки.

22. В детском музыкальном театре (1 час)

Введение первоклассников в мир музыкального театра (артисты, оркестр, дирижёр). Правила поведения в театре. Слушаем И. Стравинский «У Петрушки» из балета «Петрушка». Пение песни И. Брамс «Петрушка» (импровизация, игра на детских муз. инструментах).

Просмотр  фрагментов балета «Петрушка».

23. Мелодии и краски весны (1 час)

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи. Понятие мелодия. Светлые мелодии, радостные мелодии. Грустные мелодии, печальные мелодии. Слушаем И. Стравинский тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная»;  В.А. Моцарт «Тоска по весне»; П. Чайковский «Старинная французская песенка». Пение песен  В. Николаева «Песня ручья»; Я. Дубравина «Капли и море».

Зрительный ряд: К. Писсаро «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вола», Н. Ромадин «Цветущий бугор».

24. Мелодии дня (1 час)

Мелодии дня в музыке и живописи.  Слушаем Р. Шуман «Май, милый май»; В. А. Моцарт «Колыбельная»; С. Прокофьев  «Ходит месяц над лугами». Пение песни Е. Поплянова «Песенка про двух утят».

Зрительный ряд: И. Левитан «Весна в Италии», М. Нестеров «Овражек», И. Бродский «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна».

25. Музыкальные инструменты. Тембры краски (1 час)

Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Слушание: С. Прокофьев тема птички из симф. сказки «Петя и волк»; К. Дебюсси «Лунный свет»; Н. Римский-Корсаков тема Шехеразады из симф. сюиты «Шехеразада». Пение песен  Е. Тиличеевой «Догадайся, кто поёт»; Г. Левкодимова «Весёлые инструменты» (импровизация, игра на детских муз. инструментах).

Зрительный ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный художник «Мальчик со скрипкой».

26. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (1 час)

Н.Носов «Как Незнайка был музыкантом» - чтение. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Пение песни М. Завалишина «Музыкальная семья»  (театрализация).

27. На концерте (1 час)

Новое понятие – концерт. Правила поведения на концерте. Пение песни  В. Дементьева «Необычный концерт».

28. Но на свете почему-то торжествует доброта

(музыка в мультфильмах) (1 час)

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы. Слушаем А. Шнитке Рондо из «Concerto grosso»; Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём». Пение песни В. Шаинского «Голубой вагон». Итоговый тест.

29. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история

 про Чиполлино и его друзей (1 час)

Путешествие в музыкальную страну  опера. Новые понятия – опера, хор, солист. Слушаем В. Алеев «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый Чиполлино». Пение песни В. Алеев  «Я – весёлый Чиполлино» (театрализация).

 

Литература 

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter