Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класса УМК «Школа России»

Программа разработана на основе примерной программы «Школа России» концепция и программы для начальных классов М.: «Просвещение» 2003. Автор: Неменский.

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка;

- Основные требования к ЗУН учащихся к концу 1-го класса;

- Тематическое планирование;

- Поурочное планирование.

Пояснительная записка

«Изобразительное искусство» являются целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства:

-живопись

- графику

- скульптуру

- декоративно-прикладное искусство

-архитектуру

- дизайн

- зрелищные и экранные искусства.

 Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- конструктивной

- изобразительной

- декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:

- изобразительные (живопись, графика, скульптура)

- конструктивные (архитектура, дизайн)

-различные декоративно-прикладные искусства.

Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусств, а по принципу вида художественной деятельности.

Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект « Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с мировыми процессами, в основу программы положен принцип: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Тематическая целостность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребёнком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всём протяжении обучения.

 Задачи художественного развития учащихся в 1 классе:

- развитие эмоциональной  отзывчивости на явления окружающего мира, способности  удивляться и радоваться его красоте;

 - формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);

- формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении и постройки;

- развитие наблюдательности и творческого воображения;

- формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

- начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;

 - формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими         материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.

Программа обеспечена методикой на 1 часа в неделю. Согласно нормам  СанПиН   2.4.1178-02 учащимся 1 классов цифровая оценка (отметка) не выставляется.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса: 

Знания и умения учащихся

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-названия  основных цветов (красный, жёлтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

-усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием художественных различных материалов;

-освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- значение слов: аппликация, коллаж, изображение, форма, пятно, объём, линия,     плоскость, орнамент, архитектор, конструкция.

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;

Учащиеся должны уметь:

-организовать своё рабочее место;

-передавать в рисунке  и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;

-пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;

-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;

-решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию изображения, украшения; художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов обработки бумаги;

-пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, заглаживать поверхность.

Личностные УУД

· самоопределение

· смыслообразование

· нравственно-этическое оценивание

Общеучебные УД

· поиск информации

· моделирование

· создание алгоритма деятельности

Логические УУД

· анализ

· синтез

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

- контроль

- коррекция

- оценка

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение точно выражать свои мысли

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование

Часы

33ч

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

1.

Ты изображаешь.

Знакомство с Мастером Изображения.

10

Конструктивная, изобразительная, декоративная

Личностные УУД

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно-этическое оценивание

Общеучебные УД

- поиск информации

- моделирование

- создание алгоритма деятельности

Логические УУД

- анализ

- синтез

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

- контроль

- коррекция

- оценка

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение точно выражать свои мысли

2.

Ты украшаешь.

Знакомство с Мастером

Украшения.

 

Дети продолжают развивать навыки работы  гуашью, выполняют графические рисунки, учатся первичным приёмам работы с бумагой  и создают коллажи.

 

Личностные УУД

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно-этическое оценивание

Общеучебные УД

- поиск информации

- моделирование

- создание алгоритма деятельности

Логические УУД

- анализ

- синтез

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

 

Конструирование

Общеучебные УД

- поиск информации

- моделирование

- создание алгоритма деятельности

Логические УУД

- анализ

- синтез

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

- контроль

- коррекция

- оценка

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение точно выражать свои мысли

4.

Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу

 

Коллективная работа

Общеучебные УД

- поиск информации

- моделирование

- создание алгоритма деятельности

Логические УУД

- анализ

- синтез

Постановка и решение проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД

- контроль

- коррекция

- оценка

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение точно выражать свои мысли

 

Поурочное календарное планирование

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter