Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа России" составлена на основе программы по литературному чтению «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» (авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) под редакцией А. А. Плешакова 

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Содержание темы курса

- Учебно-тематический план

- Критерии и оценки знаний качества обучающихся

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-методический комплект

- Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка 

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования  (2004 г), примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературному чтению для 2-4 классов четырехлетней начальной общеобразовательной школы (авторы-составители: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой), утверждённой МО РФ (Москва, 2008 г.) и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312. 

Целью настоящего курса является введение ребенка в мир художественной литературы и стремление помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное про­изведение раскрывается во всей своей полноте и многогранно­сти. 

Курс литературного чтения нацелен на ре­шение следующих основных задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать ху­дожественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художе­ственного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книг, разви­вать интерес к литературному творчеству;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные пред­ставления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, при­общая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жан­ров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нрав­ственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формиро­вать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для

обеспечивать развитие речи школьников и активно формиро­вать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение (1 час в неделю), которое проводится в форме самостоятель­ного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения 

 

Количество часов по учебному плану

В неделю - 4 часа (3 часа литературное чтение + 1 час внеклассное чтение)

Всего  -   136  часов, из них внеклассное чтение – 34 часа.

Проверка техники чтения - 5

 

Содержание темы курса 

Самое великое чудо на свете

      Рукописные книги древней Руси.

      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

      Русские народные песни.

      Докучные сказки.

      Сказки «Сестрица Аленушка и

      Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство»,

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (10 ч)

«Храбрый Персей».

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

 

Учебно-тематический план по литературному чтению 

Раздел

Кол-во часов примерной программы

Кол-во часов рабочей программы

Учет знаний (тема)

 

День Знаний!

 

1

 

1

Раздел I. Устное народное творчество

10

13

Проверка техники чтения.

2

Раздел II. Страницы русской классики

54

53

 

2.1

Поэтические тетради

 

29

Обобщающий  урок по теме: «Поэтическая тетрадь»

2.2

Великие русские писатели.

 

24

Обобщающий  урок по теме: «Великие русские писатели»

Проверка техники чтения

3

Раздел III. Литературные сказки

8

9

Обобщающий  урок по I части учебника.

Проверка техники чтения.

4

Раздел IV. Любимые детские писатели

54

52

 

4.1

Были-небылицы

 

12

Обобщающий  урок по теме: «Были – небылицы».

4.2

Люби живое

 

19

Обобщающий  урок по теме: «Люби  живое».

Проверка техники чтения.

4.3

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

 

6

Вн. чт. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки».

4.4

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

 

15

Обобщающий  урок по теме: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Проверка техники чтения.

5

Раздел V. Зарубежная литература

10

8

Обобщающий  урок по теме: «Зарубежная литература»

Итоговый урок. Обобщение по второй части учебника.

 

Итого:

136

136

 

 

* Тенденция последних лет привела к тому, что интерес детей вызывает просмотр зарубежных мультфильмов, чтение книг зарубежных авторов, раскрашивание любимых героев сказок, а русские народные сказки с ее героями остаются забытыми и неузнаваемыми, поэтому на изучение раздела «Зарубежная литература» отведено на 2 часа меньше, чем на «Устное народное творчество»

 

Критерии и оценки знаний качества обучающихся 

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-  беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

 

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

 

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

 

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 

Техника чтения 

Классы

Обязательный уровень

Возможный уровень

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

2

40 слов

50

55

60

55

60

65

70

3

65 слов

70

75

80

75

80

85

90

4

85

90

95

100

95

100

105

110

 

Учебно-методический комплект для обучающихся и учителя

Для обучающихся:

Родная  речь.  Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. / Сост. Климанова Л. Ф. и др. - М.: Просвещение,  2009 год.

Для учителя:

Школа России: Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. -  М.: Просвещение,  2008.

Родная  речь.  Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. / Сост. Климанова Л. Ф. и др. - М.: Просвещение,  2009 год.

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. -  М.: «ВАКО», 2011

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года 

В результате изучения данного предмета в 3  классе учащийся должен уметь:

-   правильно, сознательно, выразительно читать целыми словами (темп чтения 70-75 слов в минуту);

-   подробно, выборочно пересказывать прочитанное;

-   самостоятельно делить текст на законченные части и выделять в них главное;

-   составлять план прочитанного и краткий пересказ;

-   сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

-   самостоятельно ориентироваться в учебной книге.

 

В результате изучения данного предмета в 3  классе учащийся должен знать:

-   наизусть не менее 10 стихотворений;

-   название фольклорных жанров и их темы;

-   не менее 6 пословиц и крылатых выражений. 

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!  

Добавить комментарий
Mail.ru counter