Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-тематический план

- Календарно-тематическое планирование

 

Пояснительная записка 

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Школа России. Концепция и программы для начальных классов, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлет­ней начальной школы», утвержденной МО РФ (Москва, 2008 г.), в соответствии с требова­ниями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Мо­сква, 2004 г.).

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в неделю — 4 часа.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь ос­мыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей пол­ноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных про­изведений.

Курс литературного чтения нацелен на реше­ние следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие  художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы   литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, раз­вивать интерес к литературному творчеству, творчеству писате­лей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные пред­ставления об окружающем мире и природе;

- формировать  эстетическое  отношение  ребенка  к жизни,  приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания  произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных  жанров,  разнообразных по содержанию и тематике,  обогащать   нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать   «читательскую самостоятельность».

Для реализации программного содержания используются:

Климанова, JI. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2008.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» /Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся к концу учебного  года

Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

 

Учащиеся должны уметь: 

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

— различать слова автора и героев;

определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

 

Содержание программы

 

Название разделов

Количество часов

по концепции

Количество часов рабочей программы

1

Самое великое чудо на свете

 

1

2

Устное творчество русского народа

14

11 (18)

3

Люблю природу русскую. Осень.

 

6

4

Русские писатели

31

13 (31)

5

О братьях наших меньших

 

7

6

Из детских журналов

 

5

7

Люблю природу русскую. Зима

 

6

8

Писатели – детям

83

24 (75)

9

Я и мои друзья

 

18

10

Люблю природу русскую. Весна

 

12

11

И в шутку и всерьез

 

21

12

Литература зарубежных стран

8

12

 

 Всего:

136

136

  

Календарно – тематическое  планирование литературного чтения

 

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Кол-во  часов

Домашнее задание

 

 

1 четверть

 

 

 

 

Раздел I.  Самое великое чудо на свете

1

 

1

2.09

Книга  - великое чудо

1

 

 

 

Раздел II.  Устное народное творчество

11 (18)

 

2

3.09

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки. Внеклассное чтение. Загадки о животных

1

 

3

5.09

Малые фольклорные жанры. Считалки, небылицы

1

 

4

7.09

Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках. Выражение духа родного языка

1

 

5

9.09

Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зернышко»

1

 

6

10.09

Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики» Внеклассное чтение. Сказка о животных «Лиса и волк»

1

 

7

12.09

Сказка о животных «Лиса и тетерев»

1

 

8

14.09

Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль»

1

 

9

16.09

Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора»

1

 

10

17.09

Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди» Внеклассное чтение. Бытовая сказка «Мужик и медведь»

1

 

11

19.09

Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди»

1

 

12

21.09

Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество»

1

 

 

 

Раздел III.  Люблю природу русскую. Осень

6

 

13

23.09

Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника»

1

 

14

24.09

Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени. Внеклассное чтение. Поэтический образ осени в стихах А. Акима, А. Фета

1

 

15

26.09

Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.

1

 

16

28.09

Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы» …»

1

 

17

30.09

Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро». И. Бунина «Сегодня так светло

1

 

18

1.10

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую» Внеклассное чтение. Стихи о природе.

1

 

 

 

Раздел IV. Русские писатели

13 (31)

 

19

3.10

Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии»

1

 

20

5.10

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила)

1

 

21

7.10

Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима»

1

 

22

8.10

Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Внеклассное чтение. Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина

1

 

23

10.10

Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

 

24

12.10

Народная мораль и нравственность в «Сказке о рыбаке и рыбке»

1

 

25

14.10

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

 

26

15.10

Рассказ и мораль в басне И. А.  Крылова «Лебедь, рак и щука». Внеклассное чтение. Волшебная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

1

 

27

17.10

Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1

 

28

19.10

Народная мораль в характере главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

1

 

29

21.10

Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»

1

 

30

22.10

Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой для детей: сказки и басни

1

 

31

24.10

Обобщение по теме «Русские писатели»

1

 

 

 

Раздел V. О братьях наших меньших

7

 

32

26.10

Тема заботы о животных. Б. Заходер «Плачет киска, И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

 

33

28.10

О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок».

1

 

34

29.10

Забота о животных в рассказах М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята» Внеклассное чтение. Рассказы о животных

1

 

35

31.10

Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

 

 

 

2 четверть

 

 

36

09.11

Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок»

1

 

37

10.11

Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». В. Бианки «Сова»

1

 

38

11.11

Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших» Внеклассное чтение. Сказка в вопросах. В. Бианки «Чей нос лучше»

1

 

 

 

Раздел VI. Из детских журналов

5

 

39

12.11

Из детских журналов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Веселые чижи»

1

 

40

16.11

Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

 

41

19.11

Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки» Внеклассное чтение. Веселые стихи поэтов

1

 

42

21.11

Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Ученый Петя»

1

 

43

23.11

Урок-обобщение по теме «Из детских журналов»

1

 

 

 

Раздел VII. Люблю природу русскую. Зима

6

 

44

25.11

Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег»

1

 

45

26.11

Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…» и С. Есенина «Поет зима – аукает…» Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

1

 

46

28.11

Поэтическое изображение березы С. Есенин «Береза»

1

 

47

30.11

Два Мороза. Русская народная сказка.

1

 

48

2.12

С Новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль»Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было в январе»

1

 

49

3.12

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима» Внеклассное чтение. Поэтический образ зимы в стихах

1

 

 

 

Раздел VIII. Писатели – детям

24 (75)

 

50

5.12

Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница»

1

 

51

7.12

Загадки. Словесная игра в загадках-щутках. К. И. Чуковский «Радость»

1

 

52

9.12

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе»

1

 

53

10.12

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе» Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

1

 

54

12.12

Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1

 

55

14.12

Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1

 

56

16.12

Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет»

1

 

57

17.12

Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет» Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей С. Михалкова

1

 

58

19.12

Страна Фантазия в произведениях С. В. Михалкова.

1

 

59

21.12

Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок»

1

 

60

23.12

Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Веревочка».

1

 

61

24.12

Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Мы не заметили жука» Внеклассное чтение. Стихи А. Барто.

1

 

62

26.12

Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу»

1

 

 

 

3 четверть

 

 

63

11.01

Юмористические стихи. А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

1

 

64

13.01

Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова

1

 

65

14.01

Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Н. Носова

1

 

66

16.01

Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники»

1

 

67

18.01

Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»

1

 

68

20.01

Юмор как добрый развлекающий смех. Н. Н. Носов «Живая шляпа»

1

 

69

21.01

Анализ произведения Н. Н. Носова «На горке» Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах. Н. Н. Носов «Фантазеры»

1

 

70

23.01

Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке»

1

 

71

25.01

Разноцветные страницы

1

 

72

27.01

Урок-обобщение по теме «Писатели – детям»

1

 

73

28.01

Литературная викторина по теме: «Писатели – детям». Внеклассное чтение. Произведения о дружбе

1

 

 

 

Раздел IX. Я и мои друзья

18

 

74

30.01

В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»

1

 

75

1.02

Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

1

 

76

3.02

В. Берестов «Гляжу с высоты…».

1

 

77

4.02

Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка» Внеклассное чтение. Мои любимые книги

1

 

78-79

6.02 8.02

Отношение детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

2

 

80

10.02

Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

1

 

81

11.02

 

Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных» Внеклассное чтение. Произведения о друзьях

1

 

82

13.02

Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

 

83

15.02

Отношения детей и взрослых. В. Осеева «Волшебное слово»

1

 

84

17.02

Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово»

1

 

85

18.02

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее» Внеклассное чтение. Произведения В. Осеевой

1

 

86

20.02

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее»

1

 

87

22.02

Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?»

1

 

88

24.02

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В Осеева «Почему?» Внеклассное чтение. Книги, которые надо читать долго

1

 

89

25.02

Разноцветные страницы

1

 

90

27.02

Литературная викторина по теме: «Я и мои друзья».

1

 

91

1.03

Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья»

1

 

 

 

Раздел X. Люблю природу русскую. Весна

12

 

92

3.03

Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

1

 

93

4.03

Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенняя песенка» Внеклассное чтение. Стихи поэтов о женщинах.

1

 

94

6.03

Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

1

 

95

10.03

Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот».

1

 

96

11.03

Приметы весны в произведениях А. Блока «На лугу» Внеклассное чтение. Стихи о маме.

1

 

97

13.03

«Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»

1

 

98

15.03

А. Плещеев «В бурю».

1

 

99

17.03

Способы изображения характера героя в произведениях. Е. Благинина «Посидим в тишине»

1

 

100

18.03

Способы изображения характера героя в произведениях. Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» Внеклассное чтение Стихи поэтов о весне.

1

 

101

20.03

Разноцветные страницы.

1

 

102

22.03

Литературная викторина по теме: «Люблю природу русскую. Весна».

1

 

 

 

4 четверть

 

 

103

1.04

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Внеклассное чтение. Произведения о тех, кто трудится. К. Ушинский

1

 

 

 

Раздел XI. И в шутку и всерьез

21

 

104

3.04

Б. Заходер «Товарищам детям»

1

 

105

5.04

Б. Заходер «Что красивей всего!»

1

 

106

7.04

Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха»

1

 

107

8.04

Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха» Внеклассное чтение. Творчество Б. Заходера

1

 

108-110

10.04 12.04 14.04

Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»

Составление плана пересказа. Э. Успенский «Чебурашка»

3

 

111

15.04

Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» Внеклассное чтение Творчество Э. Успенского

1

 

112

17.04

Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой»

1

 

113

19.04

Юмор в стихах Э. Успенского «Память»

1

 

114

21.04

Юмористические стихотворения. В. Берестов «Знакомый»

1

 

115

22.04

Юмористические стихотворения. В. Берестов «Путешественники» Внеклассное чтение. Творчество Э. Успенского

1

 

116

24.04

Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим»

1

 

117

26.05

Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране»

1

 

118

28.04

Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы»

1

 

119

29.04

В. Драгунский «Тайное становится явным» Внеклассное чтение. Творчество Г. Остера

1

 

120-121

30.04

5. 05

Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным»

2

 

122

6.05

Разноцветные страницы. Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского

1

 

123

8.05

Литературная викторина по теме: «И в шутку и в серьез».

1

 

124

12.05

Английские народные песенки и загадки. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1

 

 

 

Раздел XII. Литература зарубежных стран

12

 

125

13.05

Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» Внеклассное чтение. «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники

1

 

126

15.05

Сходство русского фольклора с американским. Американская народная песенка «Перчатки»

1

 

127

17.05

 

Сходство русского фольклора с американским. Американская народная песенка «Перчатки»

1

 

128

19.05

 

Особенность народного французского  и немецкого фольклора Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1

 

129-130

20.05-22.05

Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена

2

 

131-132

24.05-26.05

Реальность и фантастика в сказке «Красная Шапочка»

2

 

133

27.05

Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Внеклассное чтение. Сказки братьев Гримм.

1

 

134

29.05

Противопоставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук»

1

 

135

 

Юмор в стихах. К. Чуковский «Котауси и Мауси»

1

 

136

 

Обобщение по теме «Литература зарубежных стран». Литература на лето

1

 

 

Скачать