Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа России». 1 класс

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь»

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка;

- Содержание программы;

- Перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- Основные требования к ЗУН учащихся к концу 1-го класса;

- Тематическое планирование;

- Поурочное планирование.

 

Пояснительная записка

  После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.   В круг чтения входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющих золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.      Курс литературного чтения, признан продолжать обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь ос­мыслить образность словесного искусства,  посредством которой, художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей, интерес к словесному творчеству и к чтению художественных про­изведений. В круг чтения детей входят произведения отечественных и за­рубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказ­ки современных писателей.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных  этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение  ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать то красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Важно особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир ли­тературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов. Как,   почему за,   казалось   бы,   обычными   словами возникает целый  мир  (реальный  или  фантастический,  волшебный),  который начинает волновать читателя,  будить воображение, заставляет его размышлять.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ве­дущих принципов:

- художественно-эстетического,

- литературовед­ческого

- коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения млад­ших школьников вошли преимущественно художественные текс­ты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не прос­то познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем бо­гатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительнос­ти. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей началь­ного этапа обучения реализуется при анализе литературного про­изведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысли­вается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическо­му анализу текста, имевшему место в начале обучения.

В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопережи­вать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жан­ры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацели­вает на обогащение учеников первыми представлениями о проб­лематике, нравственно-эстетической идее, художественной фор­ме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьни­ков еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие ре­чевой культуры учащихся, на формирование и развитие у млад­ших школьников речевых навыков, главным из которых являет­ся навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой дея­тельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внут­реннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает на первом году обуче­ния — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объ­единение слов в словосочетания и предложения, увеличение ско­рости.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения пости­гать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения учащиеся овладевают речеведческими умениями (деление текс­та на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и пол­ный пересказ прочитанного) и приемами вы­разительного чтения.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уро­ков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Задачи  курса литературного чтения

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основное содержание тем

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

1.  Жил и-был и буквы (6ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токма­ковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

2.  Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загад­ки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушки­на. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится  понятие – «настроение автора».

3. Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако­вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о рус­ской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

4.  И в шутку, и всерьез (5ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по  картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится  понятие – «настроение  и чувства героя».

5. Я и мои друзья (7ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини­ной, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе­рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи­моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся  понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (7 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас­сказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц­ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса, К- Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

Учебно-методический комплект:

- программа,

- учебник «Родная речь» 2008 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)

- пособие «Читалочка» 2008 (Л.Ф. Климанова)

- пособие для учителя «Уроки литературного чтения» по учебнику «Родная речь. 1 класс»

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

3.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения  (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся   1 класса

 

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

§ критерии выразительного чтения;

§ интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;

§ тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

§ законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

уметь:

§ выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;

§ интонировать наизусть стихи;

§ отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;

§ читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми бук­вами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при чтении.


Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению

оканчивающих 1 класс.

 

ЗУН

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

§ критерии выразительного чтения;

§ интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;

§ тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

§ законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

уметь:

§ выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;

§ интонировать наизусть стихи;

§ отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;

§ читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми бук­вами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при чтении.

Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графиче­ских схем.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

Прогнозирование текста по названию.

 

 

Познавательные Общеучебные действия

·Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·Выделение познавательной цели;

·Выбор наиболее эффективного способа решения;

·Смысловое чтение;

У П логические Д

·Анализ объектов

·Синтез как составление частей целого;

·Доказательство;

·Установление причинно-следственных связей;

·построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

·Постановка вопросов;

·Умение выражать свои мысли  полно и точно;

·Разрешение конфликтов.

·Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

·Целеполагание;

·Волевая саморегуляция

·Прогнозирование уровня усвоения

·Оценка;

·Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

 

Тематическое планирование

9 недель х 4 часа = 36 часов

 

Тема

Всего часов

Развитие речи

  1.  

 Жили-были буквы

1

  1.  

 Сказки, загадки, небылицы

5 ч

1

  1.  

 Апрель, апрель! Звенит капель

4 ч

1

  1.  

 И в шутку, и в серьез

5 ч

1

  1.  

 Я и мои друзья

7 ч

 

  1.  

 О братьях наших меньших

1

 

Итог:

36 ч

5 ч

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter