"Части речи и члены предложения" русский язык 4 класс

Авторы: Абросимова Мария Викторовна, ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум", Ульяновская область Сенгилеевский район г. Сенгилей, студент

Григорьева Галина Николаевна, ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум", Ульяновская область Сенгилеевский район г. Сенгилей, преподаватель филологических дисциплин  

 

Конспект урока по русскому языку «Части речи и члены предложения» для учащихся 4 класса.

Цель: привести в систему знания о частях речи и членах предложения
Задачи:
- формировать умения отличать части речи от членов предложения;
- показать роль подлежащего и сказуемого в предложениях;
- научить строить предложение по соответствующей схеме;
- развивать устную и письменную речь, совершенствовать словарь учащихся.

Планируемые результаты:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Предметные:

Учащиеся научатся:
- находить главные члены предложения;
- производить разбор предложения;
- выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста;
- правильно писать частицу не с глаголами;
- различать части речи в предложении;
- задавать правильные вопросы к словам, чтобы определить части речи и членов предложения.

Метапредметные:

Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролировать правильность записей;
- анализировать содержание и работать в парах при решении орфографических задач

Познавательные
Учащиеся научатся:
- обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению;
- наблюдать над построением предложений;
- устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений);
- синтезировать: составлять предложения; обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы;
- устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола;
- участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке;
- обобщать материал об изученных явлениях языка; различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов;
- решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов; осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли;
- производить разносторонний анализ высказываний(предложений);
- воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:
- выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Оборудование: мультимедиа, презентация, электронный учебник, таблички (части речи – имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, союз; члены предложение – подлежащее, сказуемое).

План урока:

- Организационно - мотивационный этап.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.
- Выведение темы.
- Деятельностно – операционный этап.
- Работа с учебником.
а) стр.50, упр.№94
б) стр.50, упр.№95
- Физминутка.
- Деятельностно – операционный этап.
в) стр. 51, №96
- Итогово – рефлексивный этап.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационно - мотивационный этап.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

4.Выведение темы.

Здравствуйте, ребята.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку русского языка. На столах у вас должен быть учебник, простая тетрадь и пенал.

Теперь тихонечко садитесь.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Мария Викторовна.

Посмотрите, ребята, на доску. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?

Правильно, ребята, эти слова можно разделить на части речи и члены предложения.

Кто попробует выполнить данную работу?

Поднимите руки кто согласен, что он(она) разделил(а) всё правильно. (Слайд №1)

Молодцы, а теперь зачитаем шёпотом и хором, какие слова относятся к частям речи, а затем – к членам предложения.

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

Правильно. Сегодня мы вспомним с вами части речи и члены предложения. Вспомним, как их определять и как подчёркивать.

Тема нашего урока так и будет звучать: «Части речи и члены предложения». (Слайд №2)

А теперь давайте вспомним, на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают. (Слайд №3)

Имя существительное – кто? что? (предмет)

Имя прилагательное – какой? какая? какое? какие? (признак предмета)

Глагол – что делать? что сделать? (действие предмета)

Местоимение – кто? чей? какой? который? и др. (вместо имён существительных, имён прилагательных и имён числительных)

Союз – вопросы не задаём (служат для соединения предложений и слов в предложениях)

А теперь приведём примеры:

Имя существительное –

кто? мама

что? парта

Имя прилагательное –

какой? красивый

какая? твёрдая

какое? голубое

какие? целые

Глагол –

что делать? играть 

что сделать? полить

Местоимение – кто? я, мы, ты, вы, наш, свой и др.…

Союз –и, а, но, чтобы, что …

А теперь вспомним члены предложения.

На какие вопросы отвечают? (Слайд №4)

Подлежащие – кто? что?

Сказуемое – что делать? что сделать?

Второстепенные члены – какой? который? кого? чего? где? куда? откуда? и др.

Итак, ребята, сделаем вывод: «В роли подлежащего выступают имена существительные и местоимения, а в роли сказуемого – глаголы».

Запомните это!!!

Все встают

Проверяют

 

 

 

 

 

Части речи и члены предложения

(Таблички на доске)

 

Выходят к доске

 

 

Проговаривают шёпотом

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

II. Деятельностно – операционный этап.

1.Работа с учебником

а) стр.50, упр.№94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)стр. 50, №95

Откройте учебники на стр.50-51. 

Найдите упр. №94.

Рассмотрим первую схему.

Имя существительное в роли подлежащего.

Как подчёркиваем подлежащее?

А сказуемое.

Какое предложение можно придумать?

Например: Девочка разговаривает с подругой.

Рассмотрим вторую схему.

Глагол в роли сказуемого.

Посмотрите, ребята, в этой схеме появилось местоимение.

Как можно подчеркнуть местоимение, если оно будет в роли подлежащего?

Правильно одной чертой.

Придумайте 2 предложения, первое – чтобы главными членами предложения были выражены именем существительным и глаголом, а второе, чтобы главные члены предложения были выражены – местоимением и глаголом.

Пример:

1) Мальчик говорит о погоде.

2) Он слушает интересный рассказ.

Какой можно сделать вывод?

Вывод:Мы называли главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. В роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а в роли сказуемого – глагол.

Переходим к заданию №95.

Прочитайте задание.

Давайте определим части речи под 1-ой цифрой.

Не – частица, рябина – им. сущ., мороз - им. сущ., боится – гл.

Теперь под цифрой 2.

Алеют – гл., гроздья – им. сущ., рябина - им. сущ., на фоне – предлог с им. сущ., листья - им. сущ., зелёные – им. прилагательное.

А теперь, ребята, постройте предложения по схемам, которые стоят ниже.

1. сущ. + част. + гл. + сущ.

Рябина не боится мороза.

2. предл. + сущ. + прил. + сущ. + гл. + сущ. + сущ.

На фоне зелёных листьев алеют гроздья рябины.

Выделите главные члены предложения.

Как они подчёркиваются?

Запишите предложения, которые у вас получились, в тетрадь.

Сначала запишите число, классная работа, затем номер упражнения. На след. строке запишите 1-ое предложение, а на другой -  второе.

А теперь ответим на вопросы внизу:

Какими членами предложения являются выделенные в схемах части речи? (главными). А остальные части речи? (второстепенными)

Пришлось ли менять формы каких – либо слов? (Да, пришлось менять формы слов) Почему? (Пришлось менять формы, для связи слов в предложении)

Поясни роль и написание частицы не, предлога на в предложениях. (Предлоги и частицы со словами пишутся всегда раздельно. «Не» служит для отрицания)

А сейчас немножко отдохнём.

Открывают учебники

Рассматривают схему

Одной чертой

Двумя чертами

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

Одной чертой

 

 

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

Читают задание

Определяют части речи

 

 

 

 

 

 

 

Строят предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают предложения в тетрадь

 

 

 

Устно отвечают на вопросы.

Главное

Второстепенное

Да. Пришлось менять формы, для связи слов в предложении

Предлоги и частицы со словами, пишутся всегда раздельно. Не служит для отрицания

III. Физминутка.

Видео физминутка

Повторяют движения

II. Деятельностно – операционный этап.

в)стр. 51, №96

Найдите упражнение №96.

Прочитайте текст по цепочке.

Как можно озаглавить данный текст? (Село проснулось)

Запишите посредине строки номер упражнения.

На сл. строке заголовок.

И спишите весь текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим, что у вас получилось. (Слайд №5)

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело.

Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось.  (По И. Тургеневу)

Теперь в каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Проверим. (Слайд №6)

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно – серое небо, светлело, холодело.

Звёзды мигали слабым светом. Иногда они исчезали совсем. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где раздались живые голоса. Село проснулось(По И. Тургеневу) 

Над словами надпишите части речи.

Проверим.(Слайд №7) 

Свежая(прил.) струя(сущ.) пробежала(гл.) по(предл.) моему(мест.) лицу(сущ.). Я(мест.) открыл(гл.) глаза(сущ.). Ещё(нареч.) нигде(нареч.) не(част.) румянилась(гл.) заря(сущ.). Бледно – серое(прил.) небо(сущ.), светлело(гл.), холодело(гл.).

Звёзды(сущ.) мигали(гл.) слабым(прил.) светом(сущ.). Иногда(нареч.) они(мест.) исчезали(гл.) совсем(нареч.). Отсырела(гл.) земля(сущ.). Запотели(гл.) листья(сущ.). Кое – где(нареч.) раздались(гл.) живые(прил.) голоса(сущ.). Село(сущ.) проснулось(гл.).  (По И. Тургеневу)

Закрываем учебники и тетради. Кладём их на край стола.

 

Читают текст

Придумывают заголовок

Записывают упражнение в тетрадь

Вставляют пропущенные буквы

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчёркивают подлежащее и сказуемое

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют части речи

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откладывают всё на край стола

IV. Итогово-рефлексивный этап.

1.Подведение итогов.

2.Рефлексия.

Чему сегодня на уроке учились?

Какие части речи запомнили?

Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

Ребята, кто сегодня на уроке активно работал, выполнил все предложенные мной задания – поднимите руки.

Ну, а кто руки не поднял, желаю вам на следующих уроках лучше трудиться и выполнять все задания.

Всем спасибо за урок, все встали. До свидания, ребята.

Отвечают на вопросы учителя

 

Поднимают руки

 

 

 

 

Встают

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter