Глагол. Обобщение знаний. Русский язык 4 класс

Автор: Буркеева Людмила Семеновна, учитель начальных классов. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Можга, Удмуртская Республика

 

I. Организационный момент
Встали все у парт красиво, прозвенел уже звонок, начинаем мы урок, предлагает отгадать загадку.

Что без меня предметы? Лишь названия
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

- О какой части речи это стихотворение?
- Ребята, перед вами набор слов. (слайд)
Солнце, съел, снег, ковёр, вьюга, подъём, сердце, семья, указка
- поработаем с орфограммами, для этого я показываю слово, а вы мне показываете карточку с орфограммой, которая есть в данном слове, карточки у вас на партах.
- Найдите среди этих слов «лишнее».
- Какое слово «лишнее»?
- Почему вы так решили?
- Сформулируйте тему нашего урока.

(Верно. Глагол).
- Какие задачи мы поставим на урок (повторить все, что знаем о глаголе, обобщить знания )
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе по плану (слайд)

Кластер (часть речи, действие предмета, что делать? что сделать? главный член – сказуемое)
Выберите из данных слов слова, которые относятся к части речи-глагол.(слайд) И тогда, вы узнаете какие умения нам понадобятся на уроке.

Проверка: ассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.
Верно! (слайд) Такие умения пригодятся нам на уроке, свои достижения незабываем заносить в лист самооценки, напоминаю, что за каждый правильный устный ответ вы ставите себе балл

Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
- Сейчас у нас минутка чистописания
- Что вы можете сказать об этих буквосочетаниях
ем, им, ете, ите, ишь, ешь, ет, ит (личные окончания глаголов)
- На какие две группы можно их разделить (1и 2 спр.)
- 1 вариант красиво записывает окончания гл. 1 спр., 2 вариант – 2 спр.
- обратите внимание на соединения букв
- обведите в кружок самое красивое, правильно написанное буквосочетание
- Прочитайте, что вы записали 1и 2 варианты
- Оцените свою работу на листе самооценки
- Запишите с данными окончаниями два любых глагола.
- Разберите их по составу. Два человека к доске.
- Оцените свою работу по разбору слова по составу.

Давайте вспомним спряжение глаголов, а для этого поработаем в паре
- На партах у вас карточки с глаголами, ваша задача разложить их по спряжению 1 мин.
- Зачитайте гл. 1 спр., 2 спр.
- Какие глаголы относятся ко 2 спр.
- Что вы знаете о гл. исключениях
- Оцените свою работу в паре
- Так какой глагол вы отнесли к 1 спр.
- Составьте предложение с данным глаголом, форму глагола можно менять, т.е. можете его поставить с н.в, п.в., б.время
- Запишем предложение.

Из тёплых стран к нам прилетают пернатые вестники весны.
- Подчеркиваем и объясняем знакомые орфограммы ( у доски)
- Предложение разберем по членам предложения
- Сделать морфологический разбор глагола
(прилетают) - гл. что делают?, н.ф. прилетать, 1 спр., н.в., 3 л., мн. ч.
- Оценить морфологический разбор

Работа по учебнику

- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.
- Выполним упр. 564 с. 140
- Прочитайте, что нужно сделать в упр.
- Кому не понятно задание? Работаем.
- Проверка, прочитать глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
что сделать?
- Оцените свою работу по этому упражнению.
- На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?
- А как глаголы изменяются ? (по временам)
- Какие временные формы глагола знаете?
- В упр. 564 прочитайте два последних глагола
- Измените глаголы и напишите их в форме н.в., пр.в., б.в.( три колоночки в тетради)
- Скажите, все ли глаголы имеют три временные формы ( гл., которые в н.ф. отвечают на вопрос что сделать? не имеют н. в)
- Оцените свою работу на данном этапе.
- Поработаем в группах, выполните тест по теме «Глагол» , молодец
- Оцените свою работу в группе
- Подведите итог по листу самооценки (неск-ко уч-ся озвучивают свой итог)

Д/з упр. 569 с. 142

- Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами повторили изученное о глаголе.
- достигли ли мы цели нашего урока? (ЧТО повторили, ЧТО обобщили )
Кластер – к имеющейся информации о глаголе мы можем ещё что-то добавить (у глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нет формы настоящего времени)
Спасибо за работу на уроке.
Вложите лист самооценки в тетрадь, тетради соберите.

Тесть по теме «Глагол»

1. На уроке вы
М) рассуждали, думали
Я) мечтали, наблюдали

2. Глагол – это часть речи, которая обозначает
Н) признак предмета
Ы) действие предмета

3. Отметь глаголы
М) наградить, награждать
Е) награждение, вручать

4. Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос
З) что делает? что сделает?
О) что делает? что делают?

5. Отметить глаголы неопределенной формы
Л) научить, писать, читать
Н) учу, пишу, читаю

6. Спряжение – это
О) изменение глаголов по лицам и числам
А) изменение глаголов по падежам и числам

7. Отметь правильное высказывание
Й) глаголы имеют три спряжения
Д) глаголы имеют два спряжения

8. Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
К) в неопределенной форме оканчиваются на - ить
Ц) в неопределенной форме оканчиваются на – ть, -ять, -еть, -ыть, -оть, - уть

9. Отметь глаголы 1 спряжения
Ы) посеять, кричать, читать
А) завертеть, держать, послать

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Добавить комментарий
Mail.ru counter