Конспект урока русского языка 4 класс: Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

Автор: Миронова Марина Николаевна, МОКУ «Моготская СОШ», п. Могот Амурской области Тындинского района, учитель начальных классов

Форма: урок-игра по сказке «Цветик-семицветик»

УМК «Школа 2100»

Цель: упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Оборудование: пакеты с заданиями, записи на доске, цветик-семицветик,  лепестки с буквами, запись песни

 

Ход урока:

1. Оргмомент

Прозвенел весёлый звонок,

Позвав нас на урок.

Урок русского языка.

2. Введение в тему урока (звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)

Вы любите сказки? Вы любите и играть, правда?

Сегодняшний урок у нас необычный. Это будет урок-игра по сказке. А по какой сказке вы сами, я думаю, скажите.

Послушайте  небольшой отрывок из сказки (учитель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)

Сегодня Цветик-семицветик поможет вспомнить всё, что мы знаем о предложениях. А какие предложения вы знаете? (ответы детей).

Работать будем парами. Цель одна – выполнять верно задания.За каждое выполненное задание вы будете получать лепесток с буквой. К концу урока  выиз букв составите слово.

Чтобы начать работу, мы должны вспомнить, что девочка Женя делалас  цветком в сказке. Какие слова она произносила?

3. Работа над темой урока.

Отрываем первый лепесток и произносим волшебные слова. На каждом оторванном лепестке вы прочтёте задание.

 

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК «ДАВАЙ ПОРИСУЕМ»

Задание: я читаю предложения, ваша задача определить, какое оно.

Соответствующий прямоугольник вы закрашиваете. Подобное задание вам знакомо.

1. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин.

2. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату.

3. «Воздух в шаре остыл», – объяснил Незнайка.

4. Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее».

5. Ветер гудел и с шумом гнал волны.

6. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу. 

 

 

Предложения с прямой речью

Простые предложения

Сложные предложения

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

Ребята получают лепесток. (М)

 

ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ВСПОМНИ»

Задание: будем вспоминать теоретический материал. В предложениях пропущены слова. Догадайтесь, какие и впишите их в предложения. Результат проверим по цепочке. 

1. Простое предложение состоит …

2. Предложения с прямой речью состоят …

3. Между частями сложного предложения на письме …

4. Если однородные члены соединены без помощи союзов, то запятая …

5. Прямая речь на письме оформляется всегда …

6. Прямая речь в предложении может находиться …

7. После прямой речи перед словами автора ставится …

8. После слов автора перед прямой речью ставится …

Ребята получают лепесток. (Л

 

ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

Задание: на доске схемы предложений. В них пропущены знаки препинания. Вы должны их поставить в нужное место

Сземы представлены в полной версии документа.

Ребята получают лепесток. (Ы

 

ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК «РЕБУСЫ»

Задание: разгадайте ребусы. 

Ребята получают лепесток. (О)

 

СИНИЙ ЛЕПЕСТОК «ПОИГРАЕМ»

Задание: соединить слова автора с прямой речью. Условие – сохранить рифму 

Затеем-ка игру!                                                            за всех ответил тигр.

Быстрей сходитесь в круг                                               всех успокоил дикобраз.

Нам вовсе не до игр!                                                     промолвил кенгуру.

Да и какой в них толк!                                                   пробормотал индюк.

Сыграем в следующий раз                                              добавил серый волк.

Ребята получают лепесток. (О)

 

ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Задание:послушайте предложения. Определите на слух, каким является каждое предложение. Составьте схему каждого предложения. 

1. Тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей-то шёпот: «Где он?»

2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.

3. Вдали стоит дубовый лес.

4. «Терпеть не могу зубной порошок», – проворчал Незнайка.

5. Заяц грызёт сладкую морковку, оголяет стволы.

Ребята получают лепесток. (Д)

 

ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК «РЕШИМ КРОССВОРД»

Задание: решить кроссворд 

1. Речь, переданная дословно от имени говорящего.

2. Предложение с одной грам-матической основой.

3. Члены предложения, отно-сящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одной и той же частью речи.

4. Предложения с двумя и более грамматическими основами.

5. Знак препинания в конце предложения.

6. Главный член предложения.

7. Она состоит из главных членов предложения. В предложениях она грамматическая.

8. Знак препинания, похожий на математический знак арифме-тического действия.

Ребята получают лепесток. (Ц)

4. Итог урока.

Составьте слово из собранных букв. Урок наш заканчивается. Вы действительно молодцы. И напоследок составьте любые предложения с получившимся словом. Спасибо за урок! (звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter