Конспект урока: Падежи имени существительного. 4 класс

Цель: познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам. Осуществить предварительное знакомство с названиями падежей, с падежными вопросами.

Развивать речь учеников через высказывания.

Развивать навык самооценки, взаимооценки.

Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование: словари, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, карточки с заданиями для работы в парах и группах, наглядный и игровой материал.

Оборудование: словари, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, карточки с заданиями для работы в парах и группах, наглядный и игровой материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

И удачи вам во всём.

А теперь урок начнём.

2. Орфографическая разминка.

- Начинаем урок с орфографической разминки.

- Я предлагаю вам отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад».

                                 Лес, точ?но терем расп..сной,

                                 Л..ловый, з..л..той, багряный,

                                 В..сёлой, пёстрою ст..ной

                                 Ст..ит над светлою п..ляной.

1) - С чем поэт сравнивает осенний лес? Почему?

- Знаете ли вы значение слова «лиловый»?

- Что делать в таком случае? (обратиться к толковому словарю)

- В слове есть также безударная гласная, но проверить её нельзя.

- Как быть? (обратиться к орфографическому словарю)

2) работа со словарями

3) Давайте соберём осенние листочки и объясним пропущенные орфограммы.

4) Какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

- Хозяйкой нашего урока будет Королева Осень.

- Посмотрите, сколько листьев она принесла. Давайте соберём букет из осенних листьев. Для этого надо выполнить поставленные задачи.

3. Чистописание.

- Какая орфограмма есть в слове «осень»?

- Давайте составим из слова «осень» узор.

Наша цель: отработать написание букв и соединений с ними.

4. Словарная работа.

- Осень – прекрасная пора года. Люди говорят: осень красивая, осень щедрая, осень богатая! А богатство осени спряталось в словарных словах.

Наша цель: закрепить знание словарных слов.

- Отгадай словарное слово по картинке и назови букву, которую запомнил.

(картофель, огурец, кочан, капуста, помидор, морковь)

- Запишите  слова с безударной буквой «О».

Взаимопроверка. Взаимооценка.

5. Повторение.

- Давайте составим предложения на осеннюю тему. Можно использовать словарные слова.

1р. – побудительные пр.

2р. – повествовательные пр.

3р. – вопросительные пр.

- А сейчас повторим изученные орфограммы.

- Послушайте моё предложение: Мягкий ковёр из листьев лежит на земле.   

- Какие орфограммы есть в словах?

Запись с комментированием.

- Что записали? Что такое предложение?

- Как называются главные члены предложения? Найти и подчеркнуть.

- Какие части речи вы знаете? Определить, какой частью речи выражены члены предложения.

Минутка отдыха. Гимнастика для глаз.

6. Подготовка к изучению нового материала.

- Заметила осень, что грустно как-то стало в лесу и решила устроить осенний бал. Выбрала королеву бала. Отгадайте её имя:

Отвечать оно должно на вопросы КТО? и ЧТО?

Очень удивительное -  Имя ….(существительное)

- Имя это королевы нам уже знакомо.

- Давайте уточним знания об имени существительном.

- Что такое имя существительное?

- Когда вопрос КТО? когда – ЧТО?

- Существительное имеет род. Как его определить?

- Имя существительное изменяется по числам. В каком числе может быть существительное?

- А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь услышать в нём имена существительные.

                          Осень на опушке краски разводила,

                          по листве тихонько кистью проводила.

                          Пожелтел орешник и зарделись клёны,

                          В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

- Назовите имена существительные. Определить число и род: осень, краски, осинки, дуб, клёны

7. Работа по теме урока.

- А сегодня мы откроем ещё одну тайну имени существительного.

- Приготовила Осень приглашения на бал:

                          Осенью у листьями будет бал!

                          Кто ж об такое объявленьями дал?

                          Ветер – это он молве разнёс

                          И всем листу о приглашениях принёс.

                          Жёлтый об листику – становись,

                          Вместе с красным покружись!

- Вам понравился текст? И я ничего не поняла? А почему?

(неправильно написаны окончания, поэтому нет связи между словами в предложении)

- И здесь на помощь приходят помощники – пажи. Или – падежи. Именно падежи учат правильно писать окончания  слов.

                          У слова есть 6 падежей,

                          Шесть верных маленьких пажей.

Я - именительный падеж,

и нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

и в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

с собою рядом не терплю.

Мои вопросы – КТО? И ЧТО?

Ни с чем не спутает никто.

 

А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

КОГО? ЧЕГО? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

 

Я называюсь дательным,

работаю старательно.

КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?

Лишь только я могу сказать!

 

А я – винительный падеж,

и я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «десятки» я ловлю.

КОГО позвать, во ЧТО играть,

готов ребятам подсказать.

 

А я – творительный падеж,

исполнен всяческих надежд.

Творите! ЧЕМ? Творите! С КЕМ?

Я подскажу вам  - без проблем!

 

А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ? О ЧЁМ? Я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять.

- Давайте повторим 6 падежей и их вопросы.

- Почему два вопроса - кто? что?

- Сегодня мы должны научиться изменять имена существительные по падежам или склонять.

- Нам доставлены два послания (ребусы). Разгадайте их.

                 сосна                            врач

- Изменим их по падежам или просклоняем.

- Что изменилось в слове?  Самооценка.

Вывод: Имена существительное изменяется по падежам или склоняется.

При склонении изменяется только окончание, значение слова сохраняется.

- Прочитаем об этом правило. (стр.57)

Физкультминутка.

8. Закрепление.

- Какую тайну имени существительного мы открыли?

- Для чего надо уметь склонять имена существительные? (чтобы правильно писать окончания слов)

Работа в группе (карточка 1)

               Подарил (кому?)  (брат)

               Рассказать (о ком?)  (лиса)

               Радовался (чему?)  (зима)

               Питаться (чем?)  (молоко)

               Урожай (чего?)  (пшеница)

Оценка работы группы.

- Вернёмся к приглашению. (карточка 2) Изменить окончания у слов по смыслу.

9. Итог урока.

- Предлагаю вам тесты. Послушайте вопрос и выберите правильный ответ.

1. Что такое склонение?     

А) изменение по числам

М) изменение по падежам

2. Сколько падежей в русском языке?

А) 8

О) 6

3. В каком падеже существительное отвечает на вопросы кто? что?

Б) в родительном

Л) в именительном

4. В каком падеже сущ. не может быть без предлогов?

О) в предложном

А) в именительном

5. Какие имена сущ. стоят в дательном падеже?

В) нет (кого?) друга

Д) дать (кому?) другу

6. Определи падеж имени существительного: думаю (о чём?) о солнце

Ц) предложный

В) творительный

7. При склонении  имён сущ. изменяется:

А) корень

Ы) окончание

М о л о д ц ы!

- Посмотрите, какой букет мы собрали из осенних листьев.

А на каждом листике написаны золотые слова:

Красна птица пером, а человек – умом.

- Как понимаете эту народную мудрость?

10. Рефлексия. Самооценка.

11. Дом. задание. Стр. 57 (правило) упр. 90

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!