Конспект урока: Грамматические признаки имени прилагательного

Цель: определение грамматических признаков имен прилагательных

Задачи: Способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки.

Воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: SMART BOARD,  буквы к чистописанию, слова для физ. минутки, карточки – помощники.

Ход урока:
Организационный момент

СЛАЙД №1 
Под вопросами скрыты ответы     

1) - Открываем тетради.  Обратите внимание на доску.  
- Что вы видите? (слова, вопросы)
- Какие действия необходимо сделать, чтобы запись даты и названия работы были понятны и соответствовали действительности. (Вставить слова вместо вопросов)
-  Чем различаются вопросы? (окончанием, родом)
-  К какой части речи могут относиться эти вопросы? (имени числительному, имени прилагательному, причастию, (которое обозначает временной (непостоянный) признак предмета по действию)
- Предлагайте варианты. Какое января? Красивое? Прекрасное? (Не подходит, не согласуется ). 
- Двадцатое. Ч. Р.  – числительное
- Работа какая? Приятная, Классная? Вторая? (Классная, так как работаем в классе)
Запишите дату и название сегодняшней работы.
2) В минутке чистописания будет участвовать буква, которую я задумала. Определите её, задав мне как можно меньше вопросов, на которые я могу ответить только "ДА" или "НЕТ" 
(Игра "Да, нет-ка". Ваш выбор сократят буквы, размещённые на стене справа от вас. Ч Т Б Я Ж И Л О И).  
- Эта буква обозначает гласный звук? 
- Нет.
- Эта буква имеет пару по глухости и звонкости?
- Да,  и т. д.

3) Открываем часть строки, отодвигая белый прямоугольник. 
4)  Да это буква Т, строчная, располагается в трёх параллельных линиях, а рядом с ней буква гласная, определите её по кол-ву линий (Ю). Вписываем в линии.. 
Но Т выбирает с кем встречаться. Определите закономерность. 
Сколько получится слогов (10)      (ТЮ ТУ ТЁ ТО ТЯ ТА ТЕ ТЭ ТИ ТЫ) 
Сколько из них гласных звуков? (6)

СЛАЙД №2 
Определите о какой из ч.р. пойдёт сегодня речь на уроке:


Я – часть речи интересная
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
(Имя прилагательное)    Определение.

- ВЫ видите две картины, с помощью какой части речи мы  можем описать изображение.(прил.) 
- Кто хочет описать картину, а мы определим, о каком изображении идёт речь.
(Дети описывают одну из картин с помощью имён прилагательных, а другие определяют)
- Что помогло нам так точно узнать задуманное изображение?

 СЛАЙД №3
Словарь:  Вы видите группу слов.          
- Какое лишнее? ( депо – нет окончания, ин. слово, рельсы – мн. число)
- Что общего? (Сущ., в им. пад, )
- В чём различия? (род – м.р, ж.р, ср.р)

- Подберите прилагательное, которое поможет назвать признак принадлежности всех существительных?   (Трамвайный …) 
- От какого слова произошло?  ( Трамвай )
- Каким способом образовано? (с добавлением суффикса – суффиксальным)
ОТКРЫВАЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НУЖНО ВСТАВИТЬ БУКВЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ И ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
СЛАЙД №4
Отодвигаем картинку. 
трамв___н__  путь                              трамвайный    путь
трамв__н__ остановка                         трамвайная остановка
трамв__н___ рельсы                            трамвайные рельсы
трамв___н__депо                                 трамвайное депо   
- Выделите окончания у имён прилагательных. От чего зависит их написание?
(от имени существительного, определяем падеж, род, число)
ВЫВОД: КАКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ? ГРАММАТИЧЕСКИЕ. Мы сегодня будем уточнять (определять) грамматические признаки имени прилагательного.          

СЛАЙД №6 
Дети передвигают слова 
- Сформулируйте  задание. (подобрать словосочетания так, чтобы они были согласованы)
Ракетная установка
Ракетные войска
Ракетное топливо
Ракетный институт
 Запишите, выделите основу, окончание у прилагательного.  
- Какой грам. признак можно определить? Род у сущ. -  меняется окончание у прилагательного.
- По какой причине? (Зависит от рода сущ.) во мн. числе род определить нельзя. Вывод: у прилагательного можно определить род и число, эти грамматические признаки будут такими же как и у существительного.
ПРОДОЛЖИ:
- У глагола начальная форма – НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА (ИНФИНИТИВ)
- У имени существительного нач. ф. – ЕД. Ч., ИМ. П.
- У имени прилагательного - ………………….
Предположения ребят.
Что думают об этом филологи, специалисты, узнаем после Ф.МИН
5)  ФИЗ. МИНУТКА  

в правом углу возле доски вывешено слово "близкой", а в левом углу "водопой". Девочки по сигналу подойдут к слову, у которого есть окончание -ой,  а мальчики – где -ой входит в корень. Ребята обсуждают и делегируют представителя для доказательства своего выбора. 
6) Открываем учебник Н.В.Нечаевой "Русский язык" 4 класс 
Стр. 98. Сведения о том, что начальная форма у им. прил. – им.п., ед. ч., м. р.
Упр. 163. парная работа. У доски,  один  - составляет словосочетание с одушевлённым существительным, другой с неодушевлённым) в тетрадях.
Вывод.   
Упражнение 163 (значок – парная работа)
И.п.      лесной человек                                              лесной гриб
Р.п.       лесного человека                                       лесного гриба
Д.п.       лесному человеку                                      лесному грибу
В.п.       лесного человека                                       лесной гриб
Т.п.       лесным человеком                                    лесным грибом
П.п.  о   лесном человеке                                   о   лесном грибе
(ОДИН ВОПРОС ДЕТИ ЗАДАЮТ УЧЕНИКУ – ОЦЕНИВАНИЕ)
На столе лежат карточки – помощники, на которых написаны направления,  в случае затруднения некоторым ученикам)


1 уровень

окончания склонение
орфограммы проверка
2 уровень  
одинаковые окончания склонение
орфограммы в падежных окончаниях проверка с помощью вопроса

Вывод:

1. Имена приглаг. Склоняются так же как и существительные.

 2. В окончаниях прил. могут быть орф-мы в Р.п, В п.
3. У прилагательных, которые согласуются с неод. сущ.  одинаковые окончания в форме им. п. и в. п. У прилагательных, которые согласуются с  од. сущ.  одинаковые окончания в форме р. п. и в. п.  Как у существительных.

СЛАЙД №7 
Назовите прилагательные.    
ОПРЕДЕЛИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАКОГО ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕН.
Большому (стираем тряпкой), остальное закрыто белыми треугольниками.
 У доски  морф. разбор одного прилагательного.
Обобщение. Вывод.   
СЛАЙД №8  
- Какие этапы, задания сегодняшнего урока вам хотелось бы использовать на других уроках?   

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter