Урок-путешествие: Имя существительное (закрепление)

Тип урока: нестандартный урок.

Тема: Имя существительное  (закрепление)

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи: - формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки,  сигнальные карточки.

Ход урока:

 

I. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята!

    Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).

    Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет  верный  друг- помощник  Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и  собирает детали  снеговика)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?

5. Как определить род существительного?

6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

III.Закрепление пройденного. 

1 - я остановка – Чистописание (2 мин)

Г                          г

Ег  иг  гр   ге гу

снег

- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.)

2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)

Задание:  построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

 

за…ц                                     а                            о

  м…роз                                                        я                  е                          а            

       р…бота                                 о                     и

         ф…враль                                                                                                                          

            п … льто                                                                  е                  о              

- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?  На какой вопрос отвечает слово февраль?         

3 - я остановка – Распредели -  ка  (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

                 Ед. ч.                         Мн. ч.

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.

 

Проверка (с помощью сигнальных карточек).

  

- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник?

Какой был праздник 15 февраля? (20 – ти летие вывода войск из Афганистана)

Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины – афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)

4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)

Задание: если  я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело. 

5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 – сам. раб).

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

Взаимопроверка.

6 - я остановка – Образуй-ка

Задание: у данных существительных образуйте  однокоренные  существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Разберите слова по составу.

 Лыжи - …, грибы - …, победа – победитель, строить - …, футбол – футболист, баян - … .

(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.

7 - я остановка - Пернатые друзья

- Каких птиц вы видите около кормушки?

- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?

Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?

У нас тоже в школьном  полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ?                                                                          

 

Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».

                                        Сугробами засыпаны

                                        Бугры, дворы, дорожки,

                                        Не могут пташки отыскать

                                        Ни зёрнышка, ни крошки.

                                          И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей…

 

 Скорей на помощь, дети!

          Вот в этот самый трудный час

       Спасенье птицы ждут от вас.

                                           Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

       Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

                                           И оживут бедняжки!

 

                                           По небу весело скользя,

 Взлетят пернатые друзья

                                           И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

 

                                                                                  К. Мухаммади.

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Как изменяется существительное?

- Сколько имеет родов?

Оценки.

Д/з    Написать сочинение «Наша помощь ветеранам».

Карточка 1 

Спишите. Подчеркните   существительные.

На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

 

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Берег - … .                             Окно - … .

Воробей - … .                        Кости - … .

Поезд - …  .                            Сани - … .

 

Карточка 3. 

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …,  лётчик - …, подруга - … .

  

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

    Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.

 

Карточка 5.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р.                   М.р.                      Ж.р.

озеро                 след                       молоко

ведро                 кустик                   утка

молоток            небо                       корова

солнце              пальто                   Жучка

фасоль              конь                       карта

  

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.

  

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их  род.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter