Технологическая карта урока «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»

Автор: Суворова Людмила Григорьевна, ГБОУ СОШ № 314 г. Санкт-Петербург, учитель начальных классов

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?». ОМК «Школа России»

Планируемые результаты:

Личностные:
Ученик научится:
- уважению к чужому мнению;
- потребности проявления социально ценных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу;
- навыкам самооценки
- навыкам сотрудничества, умению не создавать конфликты и находить выходы из конфликтных ситуаций;

Метапредметные:

Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- контролировать и оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- планировать совместные действия;

Коммуникативные:
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- вести диалог, слушать собеседника;

Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации
- выделять существенную информацию.

Предметные:
- применять знания нахождения окончания в слове
Цель: ценностное отношение к совместной деятельности через развитие умения находить окончание в слове.
Задачи: применение знаний для развития навыков нахождения окончания в слове, развитие умений в практической деятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: практические
Формы: парная.

Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

1. Организационный

Цель:

создание условий

для возникновения у

учеников внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность; 

 

Приветствует. Настраивает на урок.  

Даёт инструкцию по правилам совместной работы на  уроке и правилах оценивания.

Проверяют готовность к уроку. Договариваются совместно с учителем  о правилах работы в парах.

2. Актуализация знаний. 

Цель: организовать работу

по формированию

умений находить

«опасные места» в

словах;

Проверка. Оценивание

- Записать число, подчеркнуть орфограммы. 

23 октября.

Классная работа.

 

Даёт задание записать число и найти

«опасные места» в

словах (знакомые орфограммы).

Предлагает проверить и оценить

Работают в тетрадях. Записывают число. Составляют внутреннюю речь по объяснению орфограмм.

Подчёркивают орфограммы.

Проверяют. Корректируют.

Оценивают.

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Отгадайте загадку и назовите тему урока. 

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

А когда его найдём,

Его в рамочку возьмём. 

Какое слово будет отгадкой?

Вспомните, что мы уже знаем по этой теме? 

Что хотели бы узнать? 

А можем мы сказать, что такое окончание? Как найти окончание в слове?

 

 

 

 

Загадывает загадку

Просит выдвинуть

предположение о теме

предстоящего урока. 

Так какая же будет тема нашего урока? 

Постановка проблемы. Учитель наталкивает на поиск решения проблемы. 

(с одной стороны…

да, можем сказать.

С другой стороны…

нет. Не можем сказать. Нас это удивляет? Как же быть? Добывать знания.

Отгадывают

загадку.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Слушают и отвечают на вопросы

учителя.

Составляют план решения учебной задачи. Вспоминают, что знают, дают ответы, делают предположения. 

Открытие знаний вместе с детьми.

4. Работа над темой.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Тест. 

 

 

Проверка.

Самооценка.

 

Работа с правилом по учебнику.

2. Ответьте кратко: да или нет:

Окончание - часть речи?

Окончание - изменяемая часть слова?

Окончание входит в основу слова?Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

С помощью окончания образуются новые слова?

Окончание может быть нулевым? 

Скажите, в каком вопросе есть проблема для вас? (это 3 вопрос)

Почему? 

Что такое окончание? 

Как найти окончание? 

Сравните свой вывод с правилом по учебнику. (стр.80) 

Прочитайте правило еще раз, закройте учебник  и расскажите правило соседу по парте.

Предлагает детям выполнить тест в парах. 

Учитель говорит о том, что это пока неоткрытые знания, которые предстоит узнать. 

Предлагает детям вспомнить, что такое окончание, как найти окончание в слове. 

Предлагает проверить и оценить. 

Работа в группах по заучиванию правила.

В парах

кооперируют

усилия по

решению

учебной задачи 

Сличают результат по образцу.

Оценивание.

Поиск решения проблемы.

 

Следят за

правильностью

ответов

обучающихся.

 

По учебнику читают правило. 

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.  

5. Первичное закрепление новых знаний       

Типовое (в знакомой ситуации) 

Проверка.

Самооценка.

Цель: организовать работу

со словарями. 

Самооценка. 

Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прочитайте (стр.79 упр.142)

 

Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осины ярко-зелёный, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осине рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осину и в загадке говорится: никто не пугает, а вся дрожит. 

Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

Что в нём менялось?

Что обозначает это слово – осина.?

Где можно узнать лексическое значение слова?

 

Выпишите только выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть – окончание. Прочитайте, какие слова записали.

 

Что это задание нам даёт? Для чего мы его выполняли? 

Организует работу в парах

по формированию

умений находить

окончания в словах.

 

 Учит советоваться в паре и давать ответ на вопросы

 

Предлагает в парах поработать со словарями.

 

Предлагает записать слова и обозначить в них окончание.

Слайд №5 

Ставит перед учащимися вопрос и

учит давать ответ.

Решают учебную задачу, совещаясь в группе. 

 

Работают в паре. Находят толкование слова: осина.

 

Работают в тетрадях, выполнение учебного задания.

Самооценка.

Работают в паре по поиску ответа на вопрос. Выдвигают гипотезу и её обоснование. Формулируют выводы

Гимнастика для глаз.

Физминутка

Цель: Снятие усталости с глаз

 

Организует выполнение гимнастики для глаз и физминутки.

слайд №7

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации Выполняют

физминутку

Конструктивное (в изменённой ситуации)

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

Вывод.

 

Прочитайте (стр.80 упр.144) 

Хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса). 

Составляет ли каждая пара слов словосочетание? (нет) Почему?

Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?

А что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

Для чего же служат окончания?

Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса. 

Что это задание нам даёт?  

Давайте проверим свои предположения с выводом в учебнике стр. 80, где внизу галочка.

 Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

 

 

 

 

 

 

Учит объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание» 

Слайд № 6 

Ставит перед учащимися вопрос и учит на него отвечать.

 

Подводит детей к обобщению знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, записывают словосочетания в тетрадях. Учатся думать, решают учебную задачу. 

Самооценка. 

Думают, обсуждают, участвуют в диалоге, сотрудничают. 

 

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания)

Цели:

- организовать работу в парах.

 

 

Самопроверка. 

Вывод.

 

 

Учебник стр. 81 упр. 147 

Прочитайте, в чём сходство и различие каждой пары выделенных слов? 

1.Трава - травы, свеча -…кольцо - …,

письмо - …  .

2. Зелёное (поле) – зелёные (поля), молодой (лес) - …  .

3. Растёт – растут, поёт - …, кричит - … 

 Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (нет) Почему? (это форма одного и того же слова)

Запишите рядом с каждым словом это же слово, но в форме множественного 

числа. Выделите в словах окончания.

Что мы узнали, когда выполнили это задание. ( чтобы найти окончание, надо изменить форму слова ед.ч. на мн.ч. 

Предлагает составить план решения учебной задачи и   коллективно выполнить.

 

Предлагает обсудить в парах и дать ответ.

Организует самопроверку.

 

Читают правило по учебнику стр. 81

Коллективное выполнение задания.

 

Слушают друг

друга,

доказывают

свою точку

зрения. 

Работают в тетрадях, записывают. 

Доказывают написанное, читая вслух, по очереди каждая пара.

Читают  в  парах, рассказывают, запоминают.

Подведение итогов
Цель:

Подведение детей к итогу деятельности на уроке и анализу выполнения учебной задачи.

Задаёт вопросы о задачах урока, которые ставились. (развивали умения находить окончание в слове). Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки (другие части слова и основа слова) 

- Что такое окончание?

- Как найти окончание в слове?

- Для чего служит окончание в слове?

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу в группах 

 

Учитель спрашивает учащихся по парам.

Учащиеся с достаточной полнотой и точностью учатся выражать свои мысли.

Этап разъяснения домашнего задания

 

Не задано, т.к. это пятница.

Слушают, уточняют.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность

 

Рефлексия. 

- Понравился ли вам урок?

- Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями?

- Остались ли у вас вопросы?

- Довольны ли вы своей работой? 

- Давайте проверим! 

1.Рефлексия деятельности и содержания учебного материала.

Методика «5 пальцев»

Значения: и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. 

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения.

Каким было моё эмоциональное 

состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону? 

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чём-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. 

Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?  

2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 

 На партах лежат полоски: красного цвета, желтого и зеленого. Сейчас я попрошу каждую пару оценить свою работу на уроке. Возьмите на партах полоски и прикрепите одну всего лишь на плакат, ту, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке. 

Значения: 

КРАСНЫЙ -  ОТЛИЧНО 

ЖЁЛТЫЙ - ОЧЕНЬ ХОРОШО 

ЗЕЛЁНЫЙ - ХОРОШО 

Поднимите руку, кто хочет поблагодарить своего партнёра за хорошую работу? 

Предлагает выполнить самооценку.

 Учитель оценивает эмоциональное состояние учащихся, деятельности учащихся на уроке и её результатов на уроке. Подведение итогов. 

Учитель использует методику «5 пальцев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование учителем метода рефлексивной деятельности «Цветограмма». Определение уровня сложности. 

Выставление и комментирование

оценок за урок.

 

 

осуществлять

рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности и содержания учебного материала помогает учащимся осмыслить свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения)

 

Ребята осмысливают и оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу  

Учащиеся парами подходят к плакату «Моё разноцветное настроение » и прикрепляют соответствующую полоску, которая отражает  настроение.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий