Открытый урок развития речи 3-4 класс: Сочинение-описание по личным наблюдениям «В чем красота русской зимы?»

АвторЧумаченко Галина Григорьевна, учитель начальных классов.

 


Цель урока: формировать умения строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал. Продолжать формирование навыков самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания. Воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

- Повторение и обобщение знаний о тексте-описании (выделение особенностей текста-описания, его структурных компонентов)

II. Вступительное слово учителя

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно белые лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима! (П.Вяземский)

- О чем говорится в этом стихотворении?

Как только не называют зиму: и матушка, и чародейка, и белоснежная лебедка! Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму!

III. Подготовка к предстоящему сочинению

1. Послушайте стихи и скажите, какие картины возникли в вашем воображении

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

2. Вслушайтесь в зиму:

* Как вы думаете, можно ли считать ее беззвучным временем года?

* Какие звуки вы слышите в зимней природе?

3. Прислушайтесь к тому, как скрипит снег под ногами. Сравните его с шорохом осенних листьев. Одинаковые ли чувства вызывают эти звуки?

Итак, зима может быть громкой. Иногда ее голос даже страшит. Слышали ли вы, как ветер порывисто поднимает снег и быстро гонит его по земле?

- Как можно охарактеризовать звуки метели?

(Воет, поет, стонет, плачет, рыдает и т.д.)

Так что зиму вряд ли можно назвать беззвучной: то она тихо вздыхает, то жалобно плачет, то торжественно звенит хрустальным звоном. Какие разные по характеру звуки, но все они создают единый образ зимней красы.

4. Присмотритесь к тому, как снег укутал землю, как заботливо обернул каждую травинку. Присмотритесь к сугробам, что они вам напоминают? (пушистые перины, мягкие подушки, ватные одеяла, сахарные горы…)

5. Отгадайте загадку

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

- Как вы думаете, почему иней считают настоящим украшением зимнего пейзажа? Продолжите мысль:

Когда деревья покрываются инеем, то становятся похожими на …..

6. А как красиво идет снег! Проследите за полетом снежинок – что напоминает вам снегопад? (летят, кружатся, крутятся, вьются, спускаются, танцуют, порхают).

Снегопад придает природе особенную красоту и выразительность. Какое настроение вызывает у вас медленное, спокойное движение снежинок? (Спокойное, светлое, мечтательное)

7. Обратите внимание: зима не только талантливый скульптор, но и прекрасный художник. Где можно увидеть ее рисунки?На что они похожи? (Кружево, вязание, сетка, паутинка, веточки, цветы).

Присмотритесь внимательно к зимнему пейзажу. Можно ли назвать это время года бесцветным? Попробуем пересчитать цвета зимы. Давайте устроим соревнование: кто больше найдет цветов и оттенков в зимней природе. Какого цвета снег? (нежно розовый, голубой, синий, пламенный, серебристый).

8. Обсуждение возможного плана сочинения

- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении? Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

План

1. Наступила зима

2. Зимняя фантазия

- Ковер зимы

- Деревья зимой

- Узоры на стеклах

- Сияние снежинок в ясную погоду

- Метель, пурга

3. Настроение, вызванное красотой зимы (или За что я люблю русскую зиму)

9. Упражнения в распространении текста

- Прочитайте текст на доске

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на санках.

- Удачен ли этот рассказ? Почему нет?

Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему, а потом к сказуемому.

После дождливой осени к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом (мягким бархатным ковром), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.

10. Заключительная беседа

Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. ПОМНИТЕ: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении мысли, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

11. Выбор эпиграфа

12. Примеры детских сочинений

IV. Запись сочинения учащимися

V. Чтение готовых сочинений учащимися

VI. Итог урока

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий