Конспект урока во 2 классе "Корень слова"

Учебник: «Русский язык», автор С.В. Иванов, «Школа XXI века»

Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

Задачи урока:

  • формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;
  • развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, учить выделять и характеризовать корень;
  • развивать речь учащихся, расширять кругозор.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения для учителя: таблица  состава слова, плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска

Средства обучения для учащихся:

таблица  состава слова; словообразовательный словарь А.Н. Тихонова.

- учебник «Русский язык», автор С.В. Иванов;

- рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И. Кузнецова, интерактивная доска.

- диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

А ну проверь дружок,

Готов ли ты  начать урок?

Всё ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Целеполагание и мотивация

Сообщение темы урока

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть  смысла - «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

- Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень - это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя)

- У всех этих слов есть общее значение – оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

-Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?

Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)

Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)

Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)

Усвоение новых знаний и способов действий.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа с наглядным материалом

- Много – много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)

- Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все  эти слова? (Ответы детей)

- Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один  маленький  корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое  дерево.  Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?

- Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)

- Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)

- Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем)

- Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да)

- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают)

- Понятен ли смысл слова? (Нет)

- Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей)

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От  него «растут» другие однокоренные слова.

2. Работа с учебником.

- Прочитаем о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух)

Первичная проверка понимания

1. Дидактическая игра «Найди свой дом»

- А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ , во втором – ЗВЕР , в третьем – ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

- Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова) 

земл

звер

вод

земляк

зверь

вода

землемер

зверёк

водолаз

землячка

озвереть

водоём

земляной

звериный

водяной

приземлить

зверюшка

водитель

- Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)

- А почему вы так решили? (Дети объясняют, используя правило со стр.75)

- Чтобы  слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова. (Письмо  с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)

Первичное закрепление

1. Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

- Спиши слова, выдели корень

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Нож, ножницы, ножик.

Снеговой, снег, снежинка.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Роза, розовый, розовеет.

Труд, трудовой, трудится.

Гриб, грибник, грибок.

2. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И. (упр. 6 стр. 13)

3. Работа по определению границ корня (по диску)

(Работа на интерактивной доске)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Творческое применение и добывание знаний

Сценка «Родственники»

Учитель:

- Кто вы такие?

- Я – гусь. А я – гусыня. А это наши гусята.

- А я их тетя гусеница.

Учитель:

- Ребята, вы согласны?

Вывод  делают дети:

- Важно вдуматься в смысл слова.

2. Работа в группах, работа  со словообразовательным словарей А.Н. Тихонова.

- Давайте подберём однокоренные слова с корнем – снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)

- Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)

Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы)

Обобщение и систематизация знаний

- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)

- Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов)

- Как пишется корень в однокоренных словах ? (Одинаково)

Контроль и самопроверка знаний

Тест–опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак "+", если не согласны – знак "-".

1. Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2. Корень – это общая часть родственных  слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка: 1) -, 2)+, 3)+

Домашнее задание

Правило стр. 75, упр.2.

Рефлексия

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!