Конспект урока: Корень слова. 2 класс

Автор учебника – учебник «Русский язык», автор С.В.Иванов, «Школа XXI века»

Тема урока - «Корень слова»

Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

-формировать понятие  «корень слова», «однокоренные слова»;

-развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, учить выделять и характеризовать корень;

-развивать речь учащихся, расширять кругозор;

-воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения для учителя:

-таблица  состава слова; плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска

Средства обучения для учащихся:

-таблица  состава слова; словообразовательный словарь А.Н.Тихонова

-учебник «Русский язык», автор С.В.Иванов;

-рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И.Кузнецова, интерактивная доска

-диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.

 

Ход урока.

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

А ну проверь дружок,

Готов ли ты  начать урок?

Всё ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

3.Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы урока.

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть  смысла - «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

- Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень- это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя).

- У всех этих слов есть общее значение – оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

4.Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

-Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?

Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)

Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)

Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1.Работа с наглядным материалом.

-Много – много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

-Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)

-Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все  эти слова? (Ответы детей)

-Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один  маленький  корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое  дерево.  Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?

-Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить….)

-Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)

-Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

-Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да.)

- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают.)

-Понятен ли смысл слова? (Нет.)

-Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей.)

-Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От  него «растут» другие однокоренные слова.

2.Работа с учебником.

-Прочитаем о корне на стр. 75 .(Чтение правила вслух.)

6.Первичная проверка понимания.

1.Дидактическая игра «Найди свой дом».

-А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ , во втором – ЗВЕР , в третьем – ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

-Начинаем заселять дома: ( Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

 

земл

звер

вод

земляк

зверь

вода

землемер

зверёк

водолаз

землячка

озвереть

водоём

земляной

звериный

водяной

приземлить

зверюшка

водитель

-Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)

- А почему вы так решили? ( Дети объясняют , используя правило со стр.75)

- Чтобы  слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова . (Письмо  с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)

7.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).

1.-Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

-Спиши слова, выдели корень

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Нож, ножницы, ножик.

Снеговой, снег, снежинка.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Роза, розовый, розовеет.

Труд, трудовой, трудится.

Гриб, грибник, грибок.

2.Работа  в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И.(упр. 6 стр.13)

3.Работа по определению границ корня (по диску)

(Работа на интерактивной доске)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

8.Творческое применение и добывание знаний , освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).

1.Сценка «Родственники».

Учитель:

- Кто вы такие?

-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.

-А я их тетя гусеница.

Учитель:

-Ребята, вы согласны?

Вывод  делают дети:

-Важно вдуматься в смысл слова.

2.Работа в группах, работа  со словообразовательным словарей А.Н.Тихонова

-Давайте подберём однокоренные слова с корнем – снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)

-Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)

3.Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы).

9.Обобщение и систематизация знаний.

-Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

-Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)

-Как пишется корень в однокоренных словах ? (Одинаково.)

10.Контроль и самопроверка знаний.

Тест – опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«

1.Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2.Корень – это общая часть родственных  слов.

3.Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка

1)-

2)+

3)+

11.Домашнее задание.

Правило стр. 75, упр.2.

12.Рефлексия (подведение итогов)

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter