Нетрадиционная форма урока 2 класс: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Автор: Степанова Лариса Николаевна, МБОУ «СОШ № 43», Тульская область, г. Тула, учитель начальных классов.

 

Цель: создание условий для закрепления способов проверки парных согласных в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова

Оборудование: предметные картинки, детские  игрушки, куколка, картинка Красной Шапочки, Незнайки, Васи Растеряйкина, предметы детской посуды, предметы из портфеля Васи Растеряйкина,  кроссворд «Парные согласные», ребусы,  окошки-ставни для «Улицы парных согласных», карточки с текстом «Лиса Патрикеевна», карточки- названия заданий и команд.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня необычный урок – «Грамматическая игротека».  Вы, конечно же, очень любите играть. Вот и сегодня мы с вами поиграем. А игры будут непростые, а грамматические. Чтобы было интереснее, предлагаю вам объединиться в две команды: первая – «Точки», вторя – «Запятые». За правильные ответы вы получите жетоны, которые будете собирать в копилки (стоят на столе).

II. Актуализация знаний.

- Послушаем стихотворение (читает ученик).

Чтоб меньше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то не стало оглушить.

- Догадались, на какую тему будут игры? Правильно «Правописание парных согласных в корне слова»

- Для начала вспомним, какие согласные называют парными. Отправимся с вами на «Улицу парных согласных», где  живут эти буквы. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный ещё спит, и разбудите его…

/ На доске окошки-ставни открываются при правильном названии пары согласных./

- Как же проверить, какую букву надо писать в слове? (ученик читает стихотворение)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг:

Парный сразу проверяй –

Слово это изменяй.

Зуб – на зубы, куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

III. Дидактические задания для команд.

1. «Наш словарик» Учитель показывает картинки:

 медведь, город, завод, карандаш, сапог, ягодка, тетрадь, берёзка, коровка. Учащиеся с помощью грамматических часов показывают парную согласную и за правильный ответ получают жетон.

2. «Поиграем с куколкой». Назвать ласкательными словами, что есть у куклы.В словах должны быть парные согласные: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки. Подобрать проверочные.

- А теперь нарядим её в шубку, шапку, варежки, сапожки, шарф. Называя предметы одежды, учащиеся подбирают и проверочные слова. За каждое слово – жетон.

3. «Незнайкины ошибки».  Каждой команде на доске предлагаются стихи, которые сочинил Незнайка.

Задание: найти и исправить ошибки:

 

Пончик любит лимонат

Шоколат и мармелат

А Авоська – плюжки

И слаткиеватружки

Торопыжка любит торд

И из персиков компод.

Все мы слаткоежки,

Щёлкаем орежки.

 

4. Ребусы. Разгадать ребусы, подобрать проверочные слова: шутка, лук, енот, ошибка, находка.

5. «На кухне».  В коробке лежат предметы посуды: чашка, блюдце, ложка, кружка, лопатка, прихватка, салфетка, сковородка.Представитель команды по очереди вынимает предмет, называет его и проверочное слово.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Кто услышал слова с парной согласной в слабой позиции, может заработать дополнительное очко, назвав проверочное слово:  шажки – шажок, прыжки – прыжок, зарядка – зарядочка, мягкая – мягок, посадка – посадит.

  1. «Корзинка Красной Шапочки».

Конечно,  вы помните сказку про Красную Шапочку. Куда её отправила  мама? Что она дала ей с собой? (корзинку с пирожками). Пока Красная Шапочка шла по лесу она собрала в корзинку ещё гостинцев для бабушки: грибки, сыроежки,  ягодки, орешки, ромашки, шишки(выкладываются картинки или слова: г- - - -и, с- - - - - -и, я- - - -и, о- - - -и, р- - - - -и, ш- - -и).

7. «Игрушки». 

В сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» одним из желаний девочки Жени было иметь много-много игрушек и когда она его загадала,  игрушки со всего света прилетели к ней. Смотрите, сколько их и у нас.

- Кто больше назовёт игрушек, в названии которых есть парные согласные, требующие проверки. Это: мышка, утка, кошка, лягушка, гриб, рыбка, лошадка, ёж, верблюд, жираф, лодка, лев, матрёшка, неваляшка. Называя проверочное слово, участник получает жетон.

8. «Портфель Васи Растеряйкина».

- Среди игрушек попадается портфель. В нём лежат разные ненужные принадлежности. Сначала вынимаются  книжка, закладка, затем  бумажки, кнопки,гвоздь, пробки, железка, булавка, крошки (хлебные)

9. «Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинский.

Изменить,  выделенные слова так, чтобы парные согласные оказались в слабой позиции.

У  кумы-лисы зубы  острые,   рыльце  тоненькое;  уши на   макушке, хвостикна

отлёте,  шерсть  тёпленькая.  Хорошо  кума  принаряжена: шуба пушистая, золотистая; 

на  грудижилетик,  а  на шее  белыйгалстучек.

  1. Кроссворд «Парные согласные». 

- Парные согласные приготовили вам такие загадки, в которых обязательно нужно проверять парный согласный, чтобы написать слово правильно. За проверочное слово – жетон.

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

м

з

н

с

 

 

 

 

 

 

м

 

я

 

 

р

о

о

д

л

 

я

м

 

х

 

о

с

з

в

П

А

Р

Н

Ы

Е

 

С

О

Г

Л

А

С

Н

Ы

Е

а

ф

к

т

ш

д

 

т

р

в

е

р

т

е

к

р

р

 

о

 

 

 

 

р

о

о

б

б

 

г

 

б

у

 

в

 

 

 

 

е

з

з

 

у

 

 

 

л

с

 

ь

 

 

 

 

б

 

д

 

з

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

д

Загадки:

1. Уступая ветру в споре,

Увлекает судно за собою.  (Парус)

 

2. Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.  (Жираф)

 

3. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

 

4. Гуляю я и в дождь и в зной,

Характер у меня такой.  (Зонт.)

 

5. На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

 

6. За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (След)

 

7. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.  (Ястреб)

 

8. У избы побывал –

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.  (Мороз)

 

9. Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.  (Гвоздь)

10. Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.  (Хлеб.)

 

11. Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

 

12. Я над речкой лежу,

Оба берега держу.    (Мост)

 

13. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.   (Снег)

 

14. Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.  (Язык)

 

15. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.  (Верблюд)

 

 

 

 

V. Подведение итогов.

Проводится подсчёт количества собранных жетонов. Определяется команда-победитель.

Награждение всех участников  весёлыми смайликами.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
mariska

6.07.2016, 19:26

Лариса Николаевна,большое спасибо за ресурс, который поможет отработать одну из сложных тем. Творческих Вам идей. С уважением, Марина Анатольевна.
Добавить комментарий
Mail.ru counter