Конспект урока: Роль суффикса в слове

Цели: расширение знаний обучающихся о роли суффиксов в слове,

- формирование общеучебных компетенций,

- развитие языковой и коммуникативной компетенций.

Оборудование: композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года»; четвёртый том «Словаря русского языка»; фотографии с  изображением снегурок (коньков); карточки со словами «снегирь», «снегирёк», «снегирище»; карточки с заданиями для групповой работы.

од урока.

I.   Организационный момент.

Учитель:   - Ребята, поприветствуйте друг друга, наших гостей. Тихо садитесь.

 (Учащиеся  рассажены по группам,  в каждой группе по 4 человека.)

- Урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, название работы. Положите ручки.

II. Повторение.

Учитель:   - Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно послушайте.

(Звучит композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».)

                                               Проплясали по снегам

                                               Снежные метели.

                                               Снегири снеговикам

                                               Песню просвистели.

                                               У заснеженной реки

                                               В снежном переулке

                                               Звонко носятся снежки,

                                               Режут снег снегурки.

Учитель:  - Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз это стихотворение, а

вы попробуйте определить в нём однокоренные слова. Итак, слушайте     внимательно.

(Учитель читает стихотворение без музыкального сопровождения.)

Учитель:  - Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради.

- На доске записаны все однокоренные слова, встречающиеся в этом стихотворении (снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки). А теперь проверьте и допишите слова, которые мы не назвали.

- Почему мы называем эти слова однокоренными? Что такое корень? Выделим корень у данных слов (один из учащихся класса выполняет работу у доски).

III.  Работа со словарём.

Учитель:  - Прочитайте ещё раз эти слова. Все ли слова вам понятны?

- А «снегурки» что такое?

- Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение этого слова в толковом словаре.)

- Слово «снегурки» встречается не во всех словарях. Толкование слова «снегурки» я нашла в четвёртом томе «Словаря русского языка». У каждой группы на столах

      лежит этот словарь. Найдите словарную статью о слове «снегурки».

(Учащиеся находят в словаре, что снегурки это то же самое, что и снегурочки.)

- Ребята, теперь нам понятно значение слова «снегурки»? (Нет.) Как вы думаете,       что необходимо нам сделать? (Нужно посмотреть значение слова «снегурочки».)

Найдите значение этого слова. Прочитайте вслух. (Один из учащихся зачитывает значение слова «снегурочки»: «»)

   - Посмотрите, как выглядели эти коньки. (Учитель показывает фотографии с изображением снегурок.)На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки.

IV.   Сообщение новой темы.

Учитель:  - А теперь ещё раз посмотрите на однокоренные слова из стихотворения «Снежная

сказка» и назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? и стоит во мн.ч.

(Снегири.) Поставьте его в ед.ч. (Учитель крепит на доску карточку.)

 

                                            С Н Е Г И Р Ь

 

- Если снегирь очень далеко от нас, каким  мы его видим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку.)

 

                                       С Н Е Г И Р Ё К

 

- Если мы посмотрим на снегиря через увеличительное стекло, каким мы его увидим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку.)

 

                                      С Н Е Г И Р И Щ Е

 

- Было слово «снегирь», а получилось «снегирёк», «снегирище». Как получили эти слова? (С помощью суффиксов -ёк, -ищ-.) Суффиксы -ёк, -ищ- в словах «снегирёк», «снегирище» выделяю с помощью значка        (учитель выделяет суффиксы в словах на карточках).

- Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке русского языка мы будем расширять свои знания о суффиксе.

V.  Работа над новым материалом.

Учитель: - Нам предстоит ответить на вопросы (заранее заготовлены на доске):

1. Что такое суффикс?

2. Где стоит суффикс в слове?

3. Для чего нужен суффикс?

4. Какие значения могут давать суффиксы новым словам?

- При ответе на вопросы будем пользоваться карточками снежинками. Если вы затрудняетесь ответить, то показываете синюю снежинку. Если можете ответить – белую.

- Итак, вопрос 1. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ответьте на вопрос. (Предполагается, что при ответе на 1, 2, 3 вопрос обучающиеся не будут испытывать затруднения. Работа над вопросами 2 и 3 аналогичная работе  над вопросом 1.)

- Вопрос 4. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ребята я вижу, что ответить на этот вопрос вы затрудняетесь.

- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебниках, словарях, энциклопедиях и т.п.)

- Откройте учебники на с.78. С неё начинается тема «Суффикс». Найдите нужную нам информацию. (В теме «Суффикс» учащиеся находят  правило о суффиксе.) Прочитайте правило о суффиксе. Заключён ли ответ на 4-ый вопрос в этом правиле? (Нет.)

- Посмотрите на правило и на вопросы 1, 2, 3. Что вы заметили? (Правило получилось из ответов на эти вопросы.)

- Вернёмся к 4-ому вопросу. Чтобы ответить на него, предлагаю вам выполнить задание. Работать будем в группах. Вспомним правила такой работы. (Каждый имеет право высказать своё мнение. Каждый имеет право на ошибку. Нельзя перебивать, грубить.)

- Прежде чем получить задания, сделаем «интеллектуальный» массаж:

- встали рядом с партой;

- кончиками указательных пальцев слегка надавливаем на следующие точки (по 3 надавливания):

- точки начала роста бровей,

- точки, рядом с ноздрями,

- точки в уголках глаз,

- точки на буграх основания черепа;

- сделали 3 глубоких вдоха-выдоха;

- сели за парты.

- Итак, каждая группа получит карточку со словами и будет выполнять вот эти задания (заранее заготовлены на доске):

1. Прочитайте слова.

2. Добавьте суффикс. (У  каждой группы будет свой суффикс.)

 3. Запишите в тетради новые слова.

4. Выделите суффикс.

5. Как изменилось значение слов?

- Ответственные в группах получите карточки со словами. Приступаем к работе.

РАБОТА В ГРУППАХ 

- Ребята, заканчиваем работу. Решите между собой, кто расскажет у доски о работе группы.

- Прежде чем дать слово выступающим, встанем, отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

                                               Вновь у нас физкультминутка,

                                               Наклонились, ну-ка, ну-ка!

                                               Распрямились, потянулись,

                                               А теперь назад прогнулись.

                                               Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

- Тихо сели. Продолжаем работу. К доске выходит первый выступающий. (На доску крепится карточка со словами. Выступающий рассказывает о проделанной работе группы. Аналогично рассматривается работа остальных групп.)

Карточки со словами.

    1 группа                             2 группа                                            3 группа

 

            стол                                     нос                                              спасать

            арбуз                                   хвост                                          строить

            мост       ИК                          дом             ИЩ                         воспитать       ТЕЛЬ

             зуб                                      ус                                                учить

 

 

Скачать  полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter