Конспект урока: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши. 1 класс

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Методы обучения: работа в группах, в парах.

Средства наглядности: плакат по каллиграфии с росчерком,  карточки с индивидуальными заданиями, письмо Незнайки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Работа по карточкам.

1. Запишите сколько букв и сколько звуков в каждом слове.(3уровень)

Заяц  - ___букв, ___звуков.

Медведь -  ____букв, ____звуков.

Лисица -____букв,____звуков.

2. Раздели слова для переноса вертикальной палочкой.(2 уровень)

Щука, белуга, карп, акула, карась.

3. Вставь пропущенные буквы. (1уровень)

В_робей,  с_рока,  в_рона,  к_рова,  м_локо.

II. Чистописание.

а) Игра «Угадай букву»

- Ребята, я вам предлагаю  игру «Угадай букву». Вы меня будете спрашивать, а я буду отвечать только «да» или «нет».

У. – Эта буква стоит в алфавите во втором ряду.

Д. – Она имеет согласный звук?

У.-  Да!

Д - Она имеет только твёрдый звук?

У.- Да!

Д.- Она имеет парный звук?

У.- Да!

Д.- Она имеет звонкий звук?

У.- Да!

Д.- Это буква «ж»?

У.- Да!   Молодцы!

б) Выполним гимнастику для руки (Упражнение на плакате.) Дети выполняют упражнение в воздухе по плакату

в)  А теперь обратите внимание на элементы букв и пропишите буквы Ж ж.

г) Упражнение № 42.

 Задание. Списать красиво!

- Подчеркните в словах мягкие согласные. (Проверка)

III. Наблюдение над слогами-слияниями жи, ши.

1) Написать транскрипцию слогов-слияний  жи, ши.  (  жы  шы .  )

- Что заметили? (Звуки   ж  и  ш  твёрдые, после них слышится гласный звук ы

- Звуки  ж,  ш  -всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать букву и. Так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши.

-Давайте выучим это стихотворение. (Две последние строчки записаны на доске)

-В русском языке сочетание  жи, ши- это орфограмма.

2)Упражнение № 43

-Назовите изображённые предметы. Есть ли в словах-названиях предметов только твёрдые согласные звуки? Какой звук слышится в конце каждого слова?

Прочитайте: ежи, мыши, лыжи, карандаши, камыши.

-Какая буква написана в конце каждого слова?

Спишите слова, подчеркните сочетания  жи, ши (Взаимопроверка)

- С какой же буквой будем писать сочетания жи, ши?

 -Как же в русском языке будут называться сочетания жи, ши? (орфограммой)

-Прочитайте  в учебнике вывод, и скажите, совпадает ли он с  нашим выводом.

Физминутка.

Котик.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котик в огород.

Всполошится весь народ.

Дети изображают «котика». Медленно шагая, как бы крадучись.

3) Словарная работа.

- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку в словах,  которые            вы написали.

Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там заметку кладёт.

-Что это за слово? (карандаши)

-А если это один предмет, то, как мы скажем? (карандаш).

-Посмотрите ещё раз, как оно пишется. Прочитайте по слогам и запишите его в тетрадь с маленькой буквы.

-Поставьте ударение. Назовите ударный слог.

-Назовите безударные гласные, подчеркните.

-Можно ли их проверить?

-Это слово не проверяется, оно словарное. Но если мы вспомним исток этого слова, то мы можем запомнить, как оно пишется. В этом слове тюркское кара-является  в своём обычном значении «чёрный», даш  (таш) тоже тюркское слово значащее  «камень»; очевидно карандаш некогда понимался, как «чёрный камень»-графит.

-К слову карандаш подберите словосочетания. (Синий карандаш, маленький карандаш, и т.д.)

-Составьте предложение со словом карандаш, (запись наиболее удачного предложения в тетрадь).

4) Прочитайте скороговорку. Медленно и громко, тише и быстрее, шёпотом.

    Не живут ужи, где живут ежи. (Запись на доске)

-Найдите слова с одинаковой орфограммой. Какое мы знаем правило? Давайте расскажем стихотворение на это правило.

IV. Предупредительный диктант.

У Маши жил рыжий кот Васька. У него пушистый хвост, беленький живот.

Задание: в первом предложении подчеркнуть основу (с комментированием).

Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети хлопают в ладоши.) И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в ладоши.)  Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по парте) Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко, потом всё тише и тише.)

-Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

V. Закрепление пройденного.

1.Игра «Найди домик».

-Вам надо распределить слова в три столбика ( домика): «Что?», «Какой?»,  «Что делает?»  (Работа выполняется по рядам у доски..) Первый ряд заполняет первый столбик, второй ряд заполняет второй, а третий ряд третий столбик.

На доске:

Ш_рокий,  ш_пит,  уж_н,  ш_на,  сторож_т,  рыж_й.

-Что обозначают слова каждого столбика?

-Какую букву вставили?

Вывод: Сочетания  жи-ши  встречаются в разных частях речи.

2.Упражнение №45  (Самостоятельно.)

(Дети, требующие педагогической поддержки, выполняют под руководством учителя.)

Проверка.

3.- Угадайте, что мне принёс Незнайка? (конверт с письмом)

- Сколько в слове письмо букв? А сколько звуков? Почему?

 На доске:

Дорогой друк!

Как ты жывёшь? Я лублу делать уроки. Напиши мне, что лубишь ты?

Вот, что было бы, если б мы писали так, как слышим. Давайте, исправим ошибки.

Работа выполняется коллективно.

VI. Итог урока.

-С какой же новой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Расскажите правило. Дети хором читают стихотворение, которое выучили в начале урока.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter