Конспект урока: Осень в родном языке

Цель: Развитие умения наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях.

Продолжение  знакомства с творчеством Н. Сладкова.

Знакомство с жанром пословицы.

Учебные задачи:

 Познакомиться с рассказом Н.Сладкова «Хвоепад»;

Узнать о названиях осенних месяцев в народном календаре;

Объяснить происхождение названий осенних месяцев;

Придумать и объяснить собственные названия для осеннего времени.

Повторить основные признаки загадки.

Познакомиться с пословицами об осени, рассмотреть смысл пословиц.

Определить, что такое пословица, её назначение.

Ход занятия

Орг. момент

Рассказы о собственных наблюдениях за живой и неживой природой, сообщении того, о чём хотелось бы рассказать одноклассникам.

Работа над рассказом Н. Сладкова.

-Повторим значения слов, которые уже встречались нам в наших беседах. ПОРОША, ЛИСТОПАД, МИНОВАЛО. А есть ли такое слово ЗВЕЗДОПАД? А ХВОЕПАД? Как вы думаете, про какое дерево можно сказать, что у него случается хвоепад? (про лиственницу).  А вот загадка «Весной и летом одним цветом» о каких деревьях?

-А вот что заметил писатель-натуралист Н. Сладков. Послушайте его рассказ «Хвоепад».

-Беседа о прочитанном.

 

Что интересного открыл нам писатель?

Послушайте ещё раз предложение; «Для глаза невнимательного, торопливого они неизменны…» О чём это предложение?

Чему нас хочет научить писатель?

А ещё он учит нас вдумываться в то, какие слова мы используем для описания. Что значит слово ИСПОДВОЛЬ? Как Н. Сладков называет месяц март? Месяц сентябрь?

 

Осень в народном календаре.

-А ведь не только Н.Сладков даёт месяцам года непривычные для нас названия. У Виталия Бианки в лесной газете упоминаются МЕСЯЦ ПРОБУЖДЕНИЯ (МАРТ), МЕСЯЦ ДОТЕРПИ ДО -ВЕСНЫ (ФЕВРАЛЬ), МЕСЯЦ ПРОЩАНИЯ С РОДИНОЙ… как вы думаете, это какой месяц? (сентябрь)

-Ну а в народном календаре для одного и того же месяца было не одно, а несколько названий. Сейчас ребята в группах узнают об этих названиях, попробуют объяснить их и рассказать всему классу о своих открытиях. Самостоятельная работа в малых группах.

-Одновременно с самостоятельной работой по группам остальные ребята в классе вспоминают, что они знают о загадках, отгадывают загадки об осени.

-Выступление представителей групп с результатами своей работы.

-А как бы вы сами назвали какое-либо время в течение года? Может, кто-то придумал своё название осеннего месяца?

 

Знакомство с пословицами об осени.

-Вот назвали сентябрь словом ХМУРЕНЬ – почему?

-Послушайте, какое наблюдение сделали в народе: «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется». В этом предложении мы не заменим ни одного слова. Их мало, но каждое на своём месте. Что мы узнаём из этого предложения?

-Ноябрь – ворота зимы.

-Холоден сентябрь, да сыт.

 

Такое предложение называется ПОСЛОВИЦА. Про пословицу говорят так: ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ. Она отшлифована, как камешек. Хорош камень поделочный и в породе, а как его обработают да отшлифуют, тут-то он и заиграет. Вот так и заблестит каждое словечко в пословице. А зачем она нужна, как вы думаете? Дома поищите разные пословицы об осени. О приметах погоды. Мы о них ещё поговорим.


Приложение 1

Осенние загадки

 

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает.

Когда это бывает? (осенью)

 

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла,

И на красные узоры

Первый снег ложится. (рябина)

 

Пришла без красок                                  

И без кисти –

И перекрасила

Все листья. (осень)                                   Шёл долговяз,

                                                                    Да в земле увяз. (дождь)

 

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – почернеет. (листва)                  Живу я от ветра,

                                                                    Сама не ем,

                                                                    А тебе еду готовлю.

 

                                                                    Крыльями машет, а улететь не может.

Стоит лепёшка                                                                         (ветряная мельница)

На одной ножке,

Кто мимо не пройдёт –

Всяк поклонится.

 

У кого одна нога, да и та без башмака?     Летом нет холодней,

                                                  (гриб)             Зимой нет теплей.

                                                                         Стоит Матрёна,

                                                                         Здорова, ядрёна,

                                                                         Пасть открывает,

Текло, текло                                                  Что дают – глотает. (печь)

И легло под стекло. (река)

 

Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

 

Приложение 2

Текст для работы в малых группах.

Какие названия носили осенние месяцы?

 

В старину сентябрь именовался РУЕН – за жёлтый цвет, ещё его называли ХМУРЕНЬ, РЕВУН. Попробуй объяснить эти названия самостоятельно.

Октябрь – первый суровый месяц осени, месяц близкой пороши. У него были в старину такие названия: ЛИСТОБОЙ, ПОЗИМНИК, ГРЯЗНИК, СВАДЕБНИК. Почему его так называли?

Ноябрь называют «воротами зимы». В ноябре зима входит в свои права. В народе его называли ПОЛУЗИМНИК, ГРУДЕНЬ. Как ты думаешь, за что он получил такие названия?

 

В старину сентябрь именовался РУЕН – за жёлтый цвет, ещё его называли ХМУРЕНЬ, РЕВУН. Попробуй объяснить эти названия самостоятельно.

Октябрь – первый суровый месяц осени, месяц близкой пороши. У него были в старину такие названия: ЛИСТОБОЙ, ПОЗИМНИК, ГРЯЗНИК, СВАДЕБНИК. Почему его так называли?

Ноябрь называют «воротами зимы». В ноябре зима входит в свои права. В народе его называли ПОЛУЗИМНИК, ГРУДЕНЬ. Как ты думаешь, за что он получил такие названия?

 

Скачать урок Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

 

Добавить комментарий
Mail.ru counter