Конспект урока: Экологическое равновесие. 4 класс

Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Совершенствовать умение использовать в работе полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
2. Развивать познавательную активность и речь учащихся.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы «Природное равновесие», «Цепи питания»; толковый словарь С. И. Ожегова; раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.
2. Проверка знаний.

- Но сначала отправимся туда, где солнце, воздух, в море тёплая вода.

- О какой природной зоне говорится в этих строках? (О Черноморском побережье Кавказа).

- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия.)

- Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты.

Тест.
1. Черноморское побережье Кавказа расположено…

а) в арктической зоне страны;

б) в лесной зоне страны;

в) в субтропической зоне страны.

2. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан;

б) ель, сосна;

в) ольха, липа.

3. На Черноморском побережье обитают:

а) пчёлы, комары, мошки;

б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

4. В Чёрном море обитают:

а) киты, морские черепахи, тюлени;

б) медузы, крабы, морские коньки;

в) крокодилы, анаконды, котики.

5. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:

а) кипарисы, пальмы, магнолии;

б) липы, ждузгун, маки;

в) полынь, типчак, ель.

3. Работа над новой темой.

- Серьёзные проблемы будем мы решать:

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам нужен ответ:

Экологическое равновесие – это важно или нет?

- Давайте сначала вспомним, что же такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

- Что обозначает слово «равновесие»? («Равное по весу».)

- Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь.)

- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)

- Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)
- То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо, но пришли люди … Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».

Плакала Саша, как лес рубили,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

(Речь идёт о вырубке леса.)

- Что произойдёт с рекой? (Не получая питания, она обмелеет.)

- Т. е. нарушается связь или экологическое равновесие.

4. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

5. Закрепление.

6. Работа в парах.

- Нарушение экологического равновесия может происходить и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Вспомните цепи питания, которые мы составляли при изучении природных зон и докажите, что они тоже являются примером экологического равновесия. (Дети составляют пирамиды питания.)

7. Анализ работ.

8. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте об этом на стр. 142 в учебнике под цифрой 4.

- Что произошло в Австралии? Какой же сделаем вывод из всего сказанного? (Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)

9. Домашнее задание.

- О других нарушениях взаимосвязей в природе вы прочитаете дма на стр. 141-142.
- Но иногда нарушение экологического равновесия происходит без вмешательства человека. Об этом нам приготовят сообщения 2 ученика. (Даётся дополнительная литература.)

10. Работа с пословицами.

Много света – много хлеба. Лес и река – брат и сестра.

Много леса – береги, мало леса – посади.

- Какие пословицы говорят о том, что в природе всё взаимосвязано?

- Чему учит третья пословица?

- Наш класс тоже участвовал в сохранении экологического равновесия. Мы собрали 60кг макулатуры. Это значит, что мы спасли 1 дерево. А сколько деревьев спасла наша школа, если всего было собрано 1200 кг макулатуры? (20 деревьев.)

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете».

Все - все на свете – на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter