Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" окружающий мир 4 класс

Цели:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
  2. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.
  3. Формировать познавательную активность.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: учебник "Окружающий мир", карточки с датами, карточки с текстами репортеров, темные листы цветной бумаги (небо), звезды, разрезанная ракета.

1. Орг. момент.

- Встали все у парт красиво, прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?
- Вспомним, о чем мы узнали на прошлом уроке. Я вам задаю вопрос, а вы находите ответ на карточке на доске.
- Когда началась Вторая мировая война? (1939)
- Когда Германия напала на CCCH? (22 июня 1941)
- Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Когда Советская армия перешла в наступление? (1942)
- Когда начался штурм столицы Германии Берлина? (апрель 1945)
- Когда День Победы? (9 мая)
- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (27 млн)
- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4)

2. Мотивационно - целевой
- Мои вопросы по теме Великой Отечественной войны закончились, но на доске еще остались несколько карточек.
- Как вы думаете, о каких событиях нам говорят эти числа? ( 108 – К, 12 – О, 1961 – С, 55 – М, 4 – О, 1 – С), соберите слово
- Ребята, а что такое космос?
- Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Верно. Что вам известно по этой теме?
- Тема нашего сегодняшнего урока "Страна, открывшая путь в космос"
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что вам хотелось бы еще узнать? Сформулируйте вопросы.
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы, за работу на уроке вы будете получать звезды, и в конце урока мы выясним, кто же был самым внимательным и активным.

3. Открытие нового знания
- Итак, закончилась Вторая мировая война, Советский Союз победил фашизм, мы с вами знаем, что любая война несет: разруху, нищету, смерть, ослабление государства. И, поэтому, во многих других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное войной хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен их в чем – то обогнать. Однако… а что же случилось, нам об этом прочитают репортеры, а репортеры – это те, у кого лежат на столах розовые карточки, начинаем с первого ряда:
- 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов.
- Вслед за первым спутником были запущены второй - с собакой лайкой, потом третий - с разными приборами для изучения атмосферы земли и солнечного излучения.
- А 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.
- Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась!!!
- Другим первооткрывателем – космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос.
- Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
- Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Валентина Терешкова единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.
- Спасибо репортерам за представленные репортажи, каждый из них заслужил по звезде.
- Поиграем в игру «космический аукцион».

  1. Назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем и заслужит звезду (… раз …два….три и звезду получает ….) спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость,космонавт
  2. Какие качества необходимы космонавту, тот же принцип работы (смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта, образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину). Итак – космонавт должен быть

Физкультминутка
А сейчас давайте проведем небольшой эксперимент.
Встали на линию, прошли четко по линии вперед, сделаем три оборота вокруг своей оси, крутимся, стоп, встали ко мне спиной и четко прямо по линии пошли вперед, поднимите руки у кого это упражнение не вызвало затруднений.

А знаете, что мы сейчас делали? Мы тренировали вестибюлярный аппарат, это такой орган в человеческом организме, который отвечает за координирование положения тела при его движении в пространстве. У космонавтов вестибюлярный аппарат очень хорошо развит.

5. Работа по новой теме

- Продолжаем работу
- Итак, в 1961 году страна открыла миру путь в космос, но несмотря на все эти достижения в 1970 – 1980 годах Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 году прекратил свое существование.
- Прочитайте об этих событиях на с. 148 -149 учебника. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
- Что стало особенно цениться в 1970 годы (образование)
- Назовите новые постройки (на сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская)
- Какие велись разработки природных ископаемых? (добыча нефти и газа в Зап. Сибири)
- Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду)
- Какие бытовые трудности переживал народ? (в магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди)
- Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входящие в СССР стали независимыми государствами)
- Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия)

Вывод: В послевоенные годы много усилий было затрачено, чтобы наладить в стране мирную жизнь. Больших успехов достигла отечественная наука и техника. Наша страна первой начала освоение космического пространства. В 1991 году республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.

6. Закрепление
- А сейчас проверим как вы были внимательны, для этого в группах решите кроссворд , все члены группы, которая правильно и быстрее других решит кроссворд, получат по звезде.

7. Рефлексия
- Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока, хором прочитайте «Страна, открывшая путь в космос»
Значит, наша страна занимает особое место на страницах истории освоения космоса. А это говорит о том, что мы были первыми. В чем же мы были первыми? Соберите ракету в группах. Приклейте ее на небо. (По группам зачитывают, в чем были первыми.)
- Перед вами ночное небо. На нем ракета. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:
Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.
Все понятно, но остались вопросы – желтую.
Ничего не понятно – зеленую.
- Покажите классу, мне, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.
- А кто в индивидуальной работе оказался самым звездным? Молодцы, можете приклеить свои звезды к своему звездному небу.

Д/ З С. 151-152, прочитать, р.т. с.53 № 4.

Итог: В начале урока я вам задавала вопрос «Что вам хотелось бы еще узнать?». 

- В течение урока мы ответили на ваши вопросы?
- А кто на уроке не получил ответ на свой вопрос, где его нужно искать? (в книгах)
- Наука не стоит на месте, мое пожелание вам – читайте, размышляйте, мечтайте, прикладывайте все усилия, чтобы ваша мечта стала былью.

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" окружающий мир 4 класс

По горизонтали:

  1. Фамилия первого советского космонавта.
  2. Собака, первая побывавшая в космосе.
  3. Конструктор космического корабля.
  4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.
  5. Название первого космического корабля.
  6. Первая женщина-космонавт.
Размер:
24.28 Kb
Скачали:
29