Конспект урока познания мира в 4 классе: Растения и животные горных районов

Автор: Дегтярёва Людмила Дмитриевна, ГУ Аршалынская СШ №1, Акмолинская обл., п. Аршалы, учитель начальных классов

 

Цель урока: сформировать представление о растительном и жи­вотном мире гор, об их приспособленности к разным условиям жизни.

Задачи:

1. Уч-ся  установят  взаимосвязь растительного и жи­вотного мира, познакомятся  с горами Казахстана.

2. Будут развивать умение работать по карте, умение размышлять.

3. В ходе урока будет воспитываться  бережное отношение к окружающему миру.

Критерии успеха:

1. Я знаю горы Казахстана.

2. Я знаю растительный и животный мир гор.

3. Я могу оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;  

Оборудование, наглядность, ТСО: презентация, учебник, тетрадь, географическая карта.

 

Ход  урока

Базовые знания: Условия жизнедеятельности горной местности, много­образие животного мира; горы — ценное богатство приро­ды страны.

Опорные знания: Знания об отдельных растениях, животных, климати­ческих условиях горной местности.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Почему так говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на кото­рых еще не бывал...».

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в горы, но сначала давайте посмотрим на карту Казахстана и скажем, каким цветом изображены на карте горы. Составляют кластер на тему «Горы».

Дети вспоминают названия уже знакомых гор, отмечают на кон­турной карте.

Какие горы в Казахстане считаются низкими? (Сарыарка). Какие высокими? (Тянь – Шань, Алтай)

Работа с учебником стр. 57

Только в горах, стоя на одном месте, можно увидеть сразу и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Эти природные зоны расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте. Смена природных зон на определённой высоте и называется  высотными поясами

В степной зоне подножье гор занято степями, а в лесной - лесами. Вы уже знаете, что при подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.

3. Актуализация знаний

С помощью учителя уче­ники вспоминают различные климатические условия гор. Затем задумываются над вопросом: «Что бы вы рассказали о животном и растительном мире горной ме­стности?»

4. Знакомство с новой темой.

Какие условия жизнедеятельности в лесах?

Какие виды растений про­израстают в лесах?

Какие похожие условия есть в го­рах?

Могут ли деревья, растущие в степях, произрас­тать в горах?

В основном кли­матические условия горных поясов повторяют клима­тические условия других природных зон, поэтому в го­рах есть местности, повторяющие жизнедеятельность и лесов, и лугов, и степей, и пустынь.

При изучении этих подтем необходимо больше исполь­зовать рисунки учеников, знания, полученные на преды­дущих уроках (например, смешанные леса, деревья, виды кустарников, плодовые кустарники, виды животных и ра­стений, соответствующие горным местностям).

В подтеме «Охрана растений и животных гор» дети не только делают обзор природы гор, видов растений и жи­вотных с помощью рисунков, но и говорят о их красоте, величии. И они представляют «горы, вершины которых покрыты вечным льдом, а на склонах растут пушистые ели», «невозможно отвести глаз от звенящих прозрачных ручьев и густых лугов, голубых елей», «грациозных мара­лов, сильных архаров и горных козлов, величественных барсов».

После этого можно предположить, что каждый уче­ник придет к выводу о необходимости рационального использования природных богатств гор, но и о необходимос­ти защиты этого природного богатства.

Подумайте!

- Зависят ли жизненные условия животных от разнообразия рас­тительности? Составьте таблицу. Сравните условия жизни животных.

Ключевые слова

Места обитания

Бараны, горные козлы, кабарга, олени

Сурки, мыши, пищухи, хомяк-цокор и т.д.

Жайляу

В травах

Далее говорится о том, что человеком были истреблены почти все барсы за удивительно красивый мех. Они занесены в Красную книгу Казахстана.

На данном этапе урока учитель формирует личностные отноше­ния к окружающему миру, прививает этические и нравственные нормы поведения.

Работа в группах будет детям интересна, если ее правильно рас­пределить:

1-я группа - рассказывает о лесной зоне.

2-я группа - о субальпийских лугах.

3-я группа - об альпийской зоне.

4-я группа - о горных пастбищах.

5-я группа - о птицах и т.д.

Зоологи из каждой группы рассказывают об условиях жизни и повадках животных в вертикальной поясности. Здесь же в группах может пройти дискуссия об изменениях в жизни животных из-за по­холодания.

5. Итог урока

- Вспомните, что называется вертикальной поясностью, как про­исходит смена растительности в горах. Почему? Чем вызвана необходи­мость вертикальной кочевки животных?

- Подумайте и выскажите свою точку зрения друг другу: какие знания вы приобрели в процессе работы?

Пятистишие.

Горы

Высятся, обитают

Красивые, высокие, цветущие

В горах живут животные.

Дом (Жизнь)

6. Домашнее задание.

Стр.59 ответить на вопросы

7. Рефлексия. Метод «Трёхминутное эссе»

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter