Конспект урока экологии окружающего мира 3 класс: Мир природы в народном творчестве

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Познакомить с представлениями людей о строении мира. 

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Сегодня мы покажем, что мы знаем и как умеем работать. А помощниками нам в этом будут внимание, активность, находчивость, а главное – трудолюбие.

2. Вступительная беседа.

- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.

В нем живет моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нем четыре стенки, крыша

И труба еще повыше.

- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Какой?

- Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом».

У нас над головой одна большая голубая   крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великая лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило.

Наша планета – прекрасный дом для всего живого на свете. Но этот дом надо любить и беречь. И помогает в этом наука «экология».

3. Актуализация знаний.

- Вспомним, что такое « экология»?

- Слово «экология» вместило в себя два важнейших для людей слова. Какие?

- В переводе с греческого слово «экос» («ойкос») означает «дом, жилище, обиталище».

«Логос» - понятие, знание, наука.

- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме, об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

- А еще от слова «ойкос» образовалось слово «ойкумена». Так древние греки называли заселенную и освоенную человеком часть мира.

4. Постановка проблемы.

- В этих определениях есть слова «природа», «дом», «человек».

Как вы думаете, между ними есть связь?

(рассуждения детей о единстве природы и человека)

- Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и установить связь между этими понятиями. А также узнаем, как отражается мир природы в народном творчестве.

5. Легенда о едином мире.

- Дом, который изучает экология непростой – это Дом – мир.

Задолго до появления науки экологии, в самой глубокой древности, у всех народов Земли возник образ мира как Дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу, чтобы поддерживать порядок в Доме – мире.

- В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трех ярусов.

- Вот одно из преданий.

- Прочитаем о картине мира у древних людей.

(Чтение текста «цепочкой» по предложениям)

Легенда о мире

Мир состоит из трех ярусов.

Нижний ярус – это обиталище змей, повелителя подземного царства и воды.

Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром – на востоке.

Верхний ярус – это небо, царство света, Солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.

В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус – место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг.

Человек – внутри, в центре мира. Человек – срединная часть большого целого

- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?

6. Работа в группах.

– Это мы познакомились с  представлением о мире у древних людей.

А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.

(Каждая группа получает конверт. В нем текст для чтения с вопросами, иллюстрации.) 

Задание для каждой группы:

- Прочитать текст и определить, в какое природное царство вам предстоит отправиться;

- Придумать название этому царству;

- Выбрать соответствующую иллюстрацию;

- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве

1 группа.

Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод!  Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

2 группа.

Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.

3 группа.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Земля – матушка, кормилица наша! Да, она кормит нас, давая урожай. У многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества. Еще почву называют «Подземным царством». В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.)  

Выступления детей.

- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?

- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?

1 ярус Царство Солнца и света

2 ярус – Царство жизни человека и природы

3 ярус – Подземное царство

- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?

(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)

7. Физкультминутка.

8. Мир природы в народном творчестве.

- Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.

- Посмотрите на изделия, которые вы принесли? Что это такое? (предметы, украшенные росписью)

- Это народные промыслы, которые существуют уже столетия. Они все разные, но что их объединяет?

(изображение цветов, животных)

- Родной дом для человека – это целый мир.

- Что существует в верхнем ярусе? (Солнце, небо, дождь)

- Крыша – домашнее небо. Небу всегда почет. Вот потому, лазоревой краской, в цвет неба, красят в русских селах чело дома и наличники окон. А еще украшают их резным орнаментом, словно рассказывают сказку о том, как светит днем Солнце на небе и куда оно, по преданию, уходит на ночь. А если небесная синь закрыта хмурыми облаками, домашнее небо в любую сумрачную погоду напоминает о сияющем небе у нас над головой.

- Кто живет в среднем ярусе? (Животные и люди, растут растения)

- Домашняя утварь – расписные прялки, туески, сундуки, детские колыбельки – рассказывают о радостях земной человеческой жизни. Люди пьют чай, катаются в праздничных повозках, ездят на охоту. Так выражена мысль о том, что человек находится в самом центре Дома – мира.

- Что является нижним ярусом единого мира? (Земля, вода)

- По предания многих народов, третий, нижний ярус Дома – мира – это обиталище повелителя подземного царства и воды. Вот почему в сказках герои часто попадают в подземное царство через реку, озеро, море или колодец. Именно так, через чудо – колодец, попадают к Морозу Ивановичу две девочки – Рукодельница и Ленивица. Под пуховой периной в жилище у Мороза спят до весны зеленые ростки. Эта пуховая перина из снега тоже нашла свое отражение в народном творчестве в виде красивых кружев.

Вывод: Древняя мысль о том, что наш мир – это единый дом, постоянно звучит вокруг нас. Она отражена языком цвета, орнаментов, архитектурных конструкций. Надо только научиться понимать этот язык.

- Когда в доме бывает гармония, мир?

(Когда все обитатели заботятся о чистоте дома, помогают друг другу, уважают друг друга.)

- Когда будет гармония и мир в нашем большом доме?

(Когда человек будет заботиться о Земле, охранять и беречь природу.)

- С древности и до сих пор в человеке живет потребность чувствовать свое единство со всей Вселенной.

Человек - важное звено в цепочке природных связей. Каждый человек ответствен за свой дом. Каждый из нас ответствен за Дом – мир.

9. Русские народные песенки как вид устного народного творчества.

- Мы с вами рассмотрели предметы народных промыслов, вспомнили сказки. А какие еще виды народного творчества могут отражать понятия «природа», «человек», «дом»?

(Загадки, пословицы, поговорки, песенки – заклички и др.)

- О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. В детской поэзии многих народов России и мира есть песенки, похожие на цепочки. Словно одно звено цепи прикрепляется к другому и не может без него существовать

- Вот одна из таких песенок в творчестве русского народа. Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были юноши – женихи и девушки на выданье.

Работа в парах. Песенка «Куда, Фома, едешь?» (Чтение, инсценирование).

Задание в группах: составить цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей нашего края.

- Рассмотрите  рисунок.  Это фрагмент старинной прялки. 

- Сколько ярусов Вселенной в нем изображено?

Задание на дом: представьте себя народными умельцами и раскрасьте этот рисунок цветами, соответствующими каждому ярусу.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроки с помощью солнышка – солнышка и тучки – тучки.

Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то  пусть у вас в руках засияет солнце.

Если вы что-то не поняли и у вас есть вопросы по теме урока – возьмите солнышко и тучку.

Если урок показался скучным, неинтересным – вы выберите тучку.

11. Подведение итогов, вывод.

Вот мы и поговорили о нашем родном Доме – мире. Я думаю, теперь вы поняли почему нужно охранять природу. И в заключении я хочу, чтобы вы послушали стихотворение Л.Савчук «Наша планета - Земля».

Размер:
104.76 Kb
Скачали:
52