Конспект урока: Почему их так назвали? 1 класс

УМК «Школа России»

 Цели урока:

- раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

- показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- Иллюстрации леса, грибов, насекомых, растений, карточки с их названиями.

- Изображения Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.

- Индивидуальные задания для детей (соотнеси рисунок с названием), мозаика растений (собери разрезную картинку).

- Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Плешаков А.А.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок снова пришёл Муравьишка Вопросик. Ему навстречу спешит Мудрая Черепаха:

- Вопросик, ты выучил урок?

- Ой, ой, ребята, помогите!

- Давайте поможем Муравьишке ответить на вопросы Мудрой Черепахи.

2. Повторение изученного.

1. Кто «мастерит» радугу? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. Назовите по порядку цвета радуги.

3. Разгадайте кроссворд:

1)  Как называется сильный, проливной дождь? (ливень)

2)  Что возникает, когда начинает двигаться воздух? (ветер)

3)   Какое название носит мелкий дождь, как из сита? (ситничек) 

 

1

Л

и

В

Е

н

ь

 

 

2

в

Е

т

Е

Р

 

 

 

 

 

3

С

и

Т

Н

и

ч

е

к

- Кто  догадался, куда мы сейчас попадём?  (В лес.)

3. Сообщение цели урока.

- Когда мы бываем в лесу, мы наблюдаем за природой, собираем грибы и ягоды, встречаем разные растения и животных, но не всегда задумываемся: «А почему они так называются?» Давайте сегодня на уроке попробуем ответить на этот вопрос.

4.  Работа по теме урока.

На доске картина лесной поляны. У учителя корзинка.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, что в корзинке.

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под берёзою растут.

Как их зовут? (Подберёзовики)

- Почему этот гриб так назвали?  (Растёт под берёзой).

5.  Работа в рабочей тетради.

- Найдите этот гриб в рабочей тетради (Стр. 39)

- Раскрасьте веточку берёзы.

(В рабочей тетради дети раскрашивают не всю картинку, а только определённые фрагменты, чтобы акцентировать внимание на объяснении названий грибов.)

Дети читают загадки в рабочей тетради.

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.  (Лисички)

-  Как вы думаете, почему эти грибы так называются?  (Они рыжие, как лиса)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.  (Опята)

- Почему опята получили такое название?  (Растут около пней)

- Раскрасьте пень.

Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нём сер кафтанчик,

Красна шапочка.  (Подосиновик)

- Почему его так назвали?  (Растёт под осиной).

Раскрасьте осину.

А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.  (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название?  (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- Посмотрите, как наряден этот гриб. Так и просится в корзинку. А возьмём мы его? Почему?

- Может, нам лучше сшибать его, чтоб никто по ошибке не взял его?

Сценка

(по рассказу «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»)

Серёжа ходит по лесу с пустой корзинкой:

- Вот, папа с мамой и белые грибы нашли, и подосиновики, а мне только одни мухоморы попадаются. Ну зачем они здесь растут? Кому нужны эти ядовитые мухоморы?

- Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! (Серёжа собирается пнуть мухомор ногой).

- А ну-ка, подожди, - сказали появившиеся за спиной Серёжи грибы.

Белый гриб: Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь. Потому что мало о них знаешь. Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно?

Подосиновик: Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки.  А лоси проглатывают целиком. Для лосей мухоморы – лекарство.

Опёнок: Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

Лисичка: И опытным грибникам помогает: появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета. А как радует глаз мухомор своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку не только еда нужна, но и красота!

     6.  Работа по учебнику (с.32)

На доске картинки растений: копытень, звездчатка, иван-да-марья, медуница, недотрога.

- Посмотрите, что ещё встретил Муравьишка в лесу. Как их можно назвать одним словом? (Растения)

- Подумайте, почему они так называются.

- Давайте прочитаем, как объяснила названия этих растений Мудрая Черепаха. Дети читают объяснение в учебнике и называют растение, о котором идёт речь.

7.  Работа в парах. Дети собирают мозаику.

На партах у детей конверты.

- Возьмите конверты и аккуратно достаньте детали мозаики.

- Муравьишка предлагает вам собрать картинку из частей.

- Что у вас получилось?  (Колокольчики, одуванчики, подорожник, подсолнечник).

- Попробуйте объяснить названия этих растений.   (Подорожник назвали так, потому что он растёт по дорогам, вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики. Подсолнечник похож на солнце, растёт под солнцем.)

 Дети читают стихи.

Растет лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу,
Ведь подорожника так много!

 

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

 

На лугу со всех сторон
Легкий, тонкий слышен звон.

Колокольчик! Это ты?
Так звенит и так трепещет
Там, где травы и цветы.

 

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром вдруг проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

8.  Названия насекомых.

- Бабочка, это кто?  (Насекомое).

Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого встретил в лесу Муравьишка.

 

Чёрен - да не ворон,

Рогат - да не бык,

Шесть ног – да без копыт.  (Жук)

- Правильно, жуки, да необычные: у одного рога ветвистые, у другого – нос длинный, а у третьего рог загнутый.

На доске картинки.

- Каких зверей напоминают эти насекомые?  (Оленя, слона, носорога.)

- Проверим ваши догадки. Прочитайте названия этих жуков.  (Жук-олень, жук-носорог, жук-слоник.)

9. Самостоятельная работа учащихся.

- Мы с вами сегодня выполняли разные задания, отгадали много загадок. А что мы ещё учились делать?  (Объяснять названия.)

И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия.

Задание: соедините рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями. (Приложение 1)

10. Итог урока.

- Теперь, когда вы отправитесь в лес, надеюсь, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.

Дети читают стихи:

Берегите землю, берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

 

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

 

Люди! Оглянитесь-ка вокруг,

Как природа истинно прекрасна.

Как нужна забота ваших рук,

Чтобы красота её не гасла!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!