Конспект урока музыки 3 класс: Знаки альтерации. «Кукушка» А.Аренского. В.А.Моцарт «Весенняя»

Автор: Григочук Елена Викторовна, Заозерненская ОШ, г. Евпатории, р. Крым, учитель начальных классов

 

Цели урока: дать понятие о знаках альтерации, разучить новую песню,

повторить длительности нот и их запись на нотном стане;

учить слушать, понимать музыку, определять характер прослушанного музыкального произведения;

развивать музыкальный ритм, слух;

воспитывать художественный вкус,

уважение к поэтам, композиторам.

Оборудование: музыкальная книга, на страницах которой разделы – этапы урока, «немая клавиатура», знаки альтерации, рисунок кота в сапожках, кукушки, рисунок ракит, иллюстрация весны, портреты композиторов.

 

Ход урока

1. Организованный вход под музыку

Встали все ровно. Давайте поприветствуем друг друга:

Здра - вствуй – те!

Садитесь.

2. Сообщение целей и задач урока

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по страницам музыкальной книги, которая познакомит вас со знаками альтерации, с новой распевкой и песней Аренского «Кукушка», встретимся с произведением Моцарта «Весенняя».

3. Музыкальная грамота

Прежде, чем попасть на страницы волшебной книги, мы должны отгадать эти ребусы, которые прячут целое предложение.

Давайте повторим предложение, которое у нас получилось.

Молодцы, вы все очень хорошо знаете расположение нот на нотном стане и легко отгадываете ребусы.

Сейчас мы попадем на первую страницу нашего урока, где познакомимся со знаками альтерации.

Посмотрите. Это немая клавиатура, т.е. клавиши фортепиано. Семь названий нот написаны у белых клавиш: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Черные же клавиши обозначаются особыми знаками, которые добавляются к известным нам названиям звуков. Эти знаки называются знаками альтерации.

Слово «альтерация» обозначает изменение высоты звука.

Чтобы получить звук выше или ниже пользуются знаками альтерации.

Первый знак – знак бемоль. Этот знак понижает звук на полтона вниз. Он записывается перед нотой и на клавиатуре обозначает, что данная нота понизилась на полтона и переместилась влево.

Например, если около ноты си стоит знак бемоль, получается другой звук по высоте си-бемоль. Он поется немного ниже звука си. Давайте споем этот звук:

- Си

- Си - бемоль↓

А теперь все вместе.

Второй знак – знак диез. Это знак повышения. Он повышает звук на полтона вверх. На клавиатуре эта нота находится справа от исходной.

Например, если около ноты фа стоит знак диез, получается по высоте другой звук фа – диез. Он поется выше звука фа.

Послушайте, как это звучит:

- Фа

- Фа-диез↑

А теперь все вместе.

Ребята, обратите внимание, что знаки альтерации пишутся только слева от нот.

Теперь, я проверю, как вы усвоили знаки альтерации.

Посмотрите на ноты песни. Какие знаки вы видите? Что делают эти знаки? 

Эти знаки стоят возле нот и служат для изменения высоты только данной ноты.

Знаки альтерации, стоящие при ключе, называются ключевыми и действуют на протяжении всей песни. 

Посмотрите, при ключе стоит знак фа – диез. Это значит, что звук фа на протяжении всей песни повышен на полтона.

Прежде чем выучить песню, давайте на следующей странице нашей книги, выучим новую распевку.

Посмотрите на картинку. Кого вы видите? Как вы думаете, эта кошка обыкновенная или сказочная?

А почему сказочная?

А что у нашей кошки на лапках? Сапожки у нее новые и сшиты они были к празднику.

Посмотрите на нотный текст. Какими длительностями записана мелодия? Какие из них длинные? Какие – короче?

Какие знаки вы видите в записи? Что они обозначают?

Кошка

Сшили кошке красные сапожки.

Кошка ходит, песенки заводит.

Давайте хором прочитаем попевку по нотам.

А теперь посмотрите ритмичный рисунок о повторите его вместе со мной (сольфеджирование учителем).

Послушайте мелодию и обратите внимание, как движется мелодия: волнообразно, сверху вниз или на одном уровне? (Хоровое сольфеджирование.)

Давайте все вместе прочитаем слова попевки.

А теперь споем.

Петь попевку нужно мягко, тихо, ласково. Давайте еще раз споем.

Молодцы, хорошо исполнили. Мы с вами прочитали вторую страницу нашей волшебной и музыкальной книги.

4. Разучивание новой песни

Нас ждет следующая страница книги. Посмотрите на картинку. Кого вы видите?

Как называется эта птица?

Кукушка очень интересная и полезная птица. Полезная она потому, что поедает таких вредных насекомых, которых боятся другие птицы.

А почему эта птица интересная вы ответите сами, прослушав ненецкую сказку «Кукушка».

(в полной версии)

Почему эта птица интересная? Как она воспитывает своих детей?

Сегодня мы разучим песню «Кукушка». Музыку этой песни написал Антон Аренский на слова Алексея Николаевича Плещеева.

Послушайте песню и определите характер мелодии этой песни.

Там вдали, за рекой,

Раздается порой:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Это птичка кричит

Из зеленых ракит:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Потеряла детей,

Грустно бедненькой ей:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Деток ищет, зовет

И тоскливо поет:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

В тексте есть слово «ракиты». Ракиты – это деревья кустарниковой формы, растущие вблизи водоемов.

О чем рассказывается в песне?

Подберите из песни слова к этой картинке.

А теперь будьте внимательны. Послушайте первую фразу и постарайтесь запомнить: «Там вдали, за рекой, раздается порой».

Послушайте мелодию.

Примите вокально-певческую установку. По кивку моей головы начинаем дружно петь.

Теперь еще раз поем, после слова «рекой» берем короткое дыхание. После, хорошо открывая рот, правильно формируем гласные звуки.

Послушайте вторую фразу. Обратите внимание на количество пауз и правильное ударение в слове «ку-ку».

Попробуем спеть вместе со мной.

А теперь давайте соединим первую и вторую фразы. Поем дружно, вступаем вместе.

Сейчас я проверю, как вы усвоили слова и мелодию. Я играю вступление, а вы по кивку моей головы начинаете петь.

Послушайте слова второго куплета: «Это птичка кричит у зеленых ракит».

Давайте споем этот куплет.

А теперь - встали все. Поем оба куплета песни. Внимательно слушаем вступление и дружно вступаем.

5. Дискоминутка

Следующая страница нашей книги приглашает всех на танец. (Под музыку «Танцуйте сидя».)

6. Слушание музыки

Посмотрите в окошко. Какое время года сейчас? Осень. И не просто осень, а золотая осень. В золотом убранстве стоят деревья и кустарники, потускнела трава, отцвели цветы. На улице прохладно, солнце светит, но не греет. Увядает природа. Ждет наступления зимы.

Но пройдет зима, и придет со своей лаской и сказкой весна. Г.Ладонщиков

Послушайте, как это весеннее настроение сумел передать в своем произведении великий австрийский композитор Вольгам Амадей Моцарт, которое так и называется «Весенняя» и подумайте, какое настроение передает эта песня?

К этой музыке был написан текст Кр.Овербеком «Приди, весна, и снова»

Словарная работа:

ГАМ – шум

ТЕШИТСЯ – развлекается

Почему автор желает прихода весны, просит ее: «приди, весна»?

Посмотрите на картинку. Какие приметы весны вы видите?

Послушайте еще раз и ответьте на вопрос, в чьем исполнении звучит песня, в каком сопровождении?

(Анализ музыки в целом.)

7. Итог урока

Вот и прочитали мы музыкальную книгу.

С какими музыкальными знаками она вас познакомила?

Как называется песня, которую мы изучили?

Произведение какого композитора вы слушали? Как оно называется?

8. Прощание

Встали все, подравнялись.

До  сви – да – ни – я!

Урок закончен.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 3 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter