Конспект урока: Деление многозначных чисел. 4 класс

Автор: Куминова Евгения Николаевна, ГБОУ СОШ №760 им. А.П. Маресьева, учитель начальных классов, г. Москва

 

Урок сопровождается презентацией и приложениями.

Основные цели:

1) закрепить и систематизировать материал по теме «Деление многозначных чисел (все случаи)»;

2) тренировать умение анализировать и решать текстовые задачи;

3) тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Раздаточный материал:

1) по количеству групп – сборный вариант алгоритма деления многозначных чисел с многозначным частным;

2) примеры на листочке для работы в паре;

3) карта-помощник для работы над задачей;

4) таблицы для этапа рефлексии:

Работа на уроке

Выполнил

Исправил

Составление алгоритма

 

 

Работа в паре(примеры)

 

 

Работа в тетради

(деление с проверкой)

 

 

Решение уравнения

 

 

Решение задачи

 

 

Самостоятельная работа

   

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел;

3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством закрепления ситуации успеха, достигнутой на предыдущем уроке;

Организация учебного процесса на этапе 1:

1) Приветствие гостей.

2) Проверка готовности к уроку.

- Ребята, вы любите чудеса?

А ведь чудеса происходят не только в сказках, но и в жизни. И сегодня мы с вами в этом убедимся. А поможет нам царица всех наук - математика.

- Откройте тетради и запишите только ответы. (1 ученик у доски)

1) запишите число, в котором 42 дес.

2) Найдите произведение 80 и 7.

3) Сколько метров в 7 км?

4) Найди разность числа 900 и числа 270.

5) Увеличьте 49 в 1000 раз.

- Проверим. (420  560  7000  630  49000)

- Что объединяет все эти числа? (натуральные, круглые, четные, многозначные, кратны 7) 

- Чем интересно число 7?(Раньше это было предельное число, поэтому говорили «Лук от семи недуг», «На 7 небе от счастья», Рим и Киев стоят на 7 холмах, символизирует тайну. У многих древних народов число 7 считалось священным числом. В священной книге написано, что Господь сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал)

- А где это число чаще всего встречается?

- С числом 7 мы постоянно сталкиваемся в сказках: у рыцаря Синяя Борода было 7 жён, Белоснежка жила у 7 гномов за семью холмами, Царевна гостила у семи богатырей, храбрый Портняжка убил одним ударом 7 мух.

- И чудес света тоже семь.

(Это самые знаменитые произведения искусства и архитектуры древности.)

- Давайте подойдем к карте России. (На карте прикреплены листочки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7)

Посмотрите, как велика наша страна.

- А вы знаете, что в 2008 году, для того чтобы рассказать всему миру о красоте нашей необъятной родины был проведён конкурс по поиску и определению самых чудесных мест в нашей стране.

Он так и назывался - «7 чудес России». После суперфинала были выбраны победители конкурса.

- Сегодня на уроке мы с вами не только будем заниматься математикой, но и  узнаем 7 чудес России. (слайд №1)

Организация учебного процесса на этапе 2:

Форма работы – парами.

1) Повторение алгоритма деления многозначных чисел с многозначным частным.

- Над какой большой темой мы работали последние уроки? (Деление на многозначное число)

- Давайте начнем с повторения алгоритма деления на многозначное число

– Возьмите алгоритм и составьте алгоритм деления на многозначное число. (Сверка с образцом на доске. Учащиеся еще раз его проговаривают.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Деление многозначных чисел)

- Молодцы, вы справились с заданием. И мы можем узнать 1 чудо России.

- Консультанты, найдите конверт со словом «алгоритм» и назовите нам 1 чудо России. (слайд №2) Подойдем к карте и прикрепим его на 1 место.

 

Собор Василия Блаженного (конверт со словом «алгоритм»)

Собор Василия Блаженного (Покровский собор) - одна из самых известных достопримечательностей России. Построен на Красной площади у Московского Кремля в 1555 годах в честь  победы царя Иоанна Грозного над Казанским ханством. Для многих жителей нашей планеты этот храм - отличительный признак и символ Москвы.

2) Тренировка мыслительных операций.

- Садитесь на места.

- Пододвиньте к себе листочек с примерами. Работаем в парах.

Найдите значение этих выражений.

На доске записаны выражения:

6480 : 4                  1088 : 64

(Учащиеся в паре решают 2 примера на листочках)

Проверка по образцу. (1620 ,17)

- Чему равна сумма получившихся результатов? (1637)

- Есть ли у нас на коромыслах конверт с числом 1637? (Нет. Есть только 1637м)

Действительно, нет. 1637 - это натуральное число, а на конверте написано именованное число)

- Что обозначает эта запись? ( длину, глубину)

Открываем конверт, а там…озеро Байкал. Кто-то уже догадался? (глубина озера 1637 м) (слайд №3)

 

Озеро Байкал (конверт№1637м)

Второе  место среди семи чудес России занял Байкал, расположенный в Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, с огромными запасами пресной воды, глубина его достигает 1637 метров. Кроме того, Байкал - самое чистое и самое древнее озеро. По площади в 31 тысячу квадратных километров оно примерно равно территории Дании, Бельгии или Нидерландов.

Учитель: Как ты красив, наш батюшка Байкал!

                Среди лесов, песчаных дюн и скал

                Стоишь, не зная горестей и бед

                Уж четверть сотни миллионов лет.

Прикрепите его на карту на  2 место.

- Молодцы! Садитесь на места. А сейчас мы узнаем следующую самую известную достопримечательность России, которая находится на полуострове Камчатка.

- А для этого нам предстоит самостоятельно выполнить деление на многозначное число и сделать проверку. Работаем в тетради.

На выполнение у вас 3 минуты.

Учитель показывает пример на держалке:  3990:42

Проверка по ответу

- Какой результат получили? (95)

- Докажите, что деление выполнено верно. (Сделали проверку)

- У вас есть предположение, какой конверт нам надо открыть? (95С)

- Почему именно этот ответ?

- Консультанты, найдите нужный нам  конверт. (слайд №4,5)

 

Долина гейзеров на Камчатке (конверт № 95С)

Это природный заповедник на полуострове Камчатка в долине реки Гейзерной, впадающей в Тихий океан. Здесь на небольшой территории находятся более 200 горячих источников и около 20 крупных гейзеров, время от времени на десятки метров вверх выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды (выше 95°С) или горячего пара. С 1991 года Долина гейзеров открыта для туристов. Добраться сюда можно только на вертолёте.

- Впереди нас ждет еще одно испытание и встреча со следующим чудом России.

- Откройте учебник на стр.№5 стр.45Нам предстоит решить уравнение.

1вариант - 1уравнение, 2вариант - 2уравнение. (1человек решает у доски)

Консультанты проверяют правильность решения уравнения

Проверка: - Какой компонент неизвестен? Как его найти? Ваш ответ (179,51)

- Есть ли у нас конверты с ответами уравнений? (слайды № 6,7,8,9,10)

 

Мамаев курган и Родина-мать в Волгограде (конверт № 51м)

На правом берегу Волги в Волгограде (до 1961 г. Сталинград) располагается величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Главный монумент композиции - гигантская, высотой  51 метр, скульптура «Родина-мать зовёт». Сам холм - огромная братская могила, где похоронены 34 тысячи воинов - защитников Сталинграда.

Мамаев курган называют главной высотой России, священным местом для всех россиян. Этот историко-мемориальный комплекс - один из самых посещаемых в России.

 

Петергоф (конверт № 179)

Петергоф, или Петродворец, дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива, в 29 км от Санкт-Петербурга. Заложен он более 300 лет назад, строился и доводился до совершенства около 200 лет. По роскоши отделки зданий, красоте и богатству архитектуры таких мест остались единицы во всём мире. Система знаменитых фонтанов (а их примерно 179) по сей день работает без единого насоса.

- Прикрепим их на карту.

- У нас остается еще 2 испытания.

Решение задачи на стр. 48 №12 в тетради.

Карта-помощник

S =V * t

- Что известно?

- Что надо найти? Заполним таблицу.

- Какая формула поможет нам решить эту задачу? (S =V * t)

- Запишите решение этой задачи в тетради. У вас 3 минуты.

(Проверка по ответу) 3км/ч

-У кого задача вызвала затруднение?

- Какой получили ответ? Что нашли первым действием? Вторым действием?

- Найдите нужный нам конверт.

 

Гора Эльбрус на Кавказе (конверт№3)

Когда-то Эльбрус был огнедышащим вулканом, а теперь считается одним из самых больших потухших вулканов планеты. Высота Эльбруса - 5642 метра, и только четыре его собрата с разных континентов ненамного превышают его. Среди гор Азии двуглавый Эльбрус - высочайшая вулканическая вершина. Находится он на стыке границ Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

До вершины горы проложен альпинистский маршрут. К двум высокогорным гостиницам ведут канатные дороги.

- А чтобы узнать последнюю достопримечательность России вам предстоит выполнить самостоятельную работу на листочках.

4134:39=106

5852:28=209

Проверка по ответу после того, как сдали все работы.

- Найдите нужный конверт.

- Почему выбрали его? (сумма получившихся ответов равна 315)

 

Столбы выветривания  Мань-Пупу-нёр (конверт№315)

Вершину горного хребта Мань-Пупу-нёр в Республике Коми украшают странные каменные фигуры-столбы (останцы). Никто их не вытёсывал, в течение 200 миллионов лет их создавала сама природа, насквозь промораживая зимой и круглый год, обдувая ветрами. Всего их 7, высота - от 30 до 42 метров. В древние времена местные племена молились здесь и приносили жертвы своим богам.

Рефлексия

Заполнение таблицы для этапа рефлексии.

Выставить свои результаты на лесенке успеха (по цвету)

- Вы сегодня показали и знания, и находчивость, и целеустремленность.

Вы молодцы!

- Какое чудо вам запомнилось? Где бы вы хотели побывать?

А закончить наш урок я бы хотела стихотворением о нашей великой родине.

 

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter