Конспект урока математики 3 класс: Деление некруглого двузначного числа на однозначное число

Автор: Похомович Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, ГУО «Боровская средняя школа Лепельского р-на», Витебской обл.

 

Цель урока: Познакомить с приемом деления некруглого двузначного числа на однозначное на основе правила деления суммы на число; закреплять умение решать задачи; составлять и решать уравнения.

Цель урока: Познакомить с приемом деления некруглого двузначного числа на однозначное на основе правила деления суммы на число; закреплять умение решать задачи; составлять и решать уравнения.

Оборудование: Карточки с заданиями; учебник «Математика» Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан; устный счет Н. Р. Мавлютова.

Тип урока: урок освоения нового материала по учебнику «Математика»

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

 1.  Вычислите

12 х 3 =      22 х 3 =      13 х 3 =

14 х 2 =      11 х 7 =      12 х 4 =

2 х 23 =      32 х 2 =      8 х 11 =

 

2.  Решите уравнения

Х х 5 = 50          Х : 3 = 10          24 + Х = 30

54 – У = 50        У + 16 = 36       6 х Х = 48

 

3.  Решите задачи

В парке 5 дорожек, на каждой дорожке по 4 скамейки. Сколько скамеек в парке?

Дети: 5 х 4 = 20 (скамеек)

Как расставить в парке 48 скамеек на 6 дорожек поровну?

Дети: 48 : 6 = 8 (по 8 скамеек)

В нашем доме на 3 этажа меньше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме, если в нашем 12 этажей? Сколько  этажей в нашем доме, если в соседнем 11?

Дети: 12 + 3 = 15 (этажей); 11 – 3 = 8 (этажей).

 

Задача в стихах

К сапожнику рано

Пришли два барана.

А с ними сестрички –

Три желтые лисички.

Потом прилетели 4 свирели,

За ними пришел важный волк.

И все попросили сапожника делать

На каждую ногу себе сапог.

Сапожник долго решить не мог,

Сколько же делать ему сапог?

Дети: 32 сапога.

 

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Откроем учебники на 20 странице. Красный восклицательный знак поставил нам вопрос: Как разделить двузначное число на однозначное? Это и надо будет выяснить на сегодняшнем уроке.

Учитель: Нам дано 2 примера 36 : 3 = ? и 36 : 2 = ? Смотрим на первый: три ряда одинаковых полосок с клеточками объеденные в красный контур. Давайте посчитаем количество клеточек. В одной полоске Сколько?.  

Дети: 10.

Учитель: Всего таких полосок 3. Сколько в  них клеточек?

Дети: 30.

Учитель: Правильно. Есть еще отдельная полоска с меньшем количеством клеточек. Сколько их?

Дети: 6.

Учитель: Какое число получилось?

Дети: 36.

Учитель: На сколько частей разделены полосочки с клеточками?

Дети: На 2 части.

Учитель: Теперь мы можем разделить каждую часть по отдельности на число 3. Посмотрите, что у нас получилось. Пример и его решение записано под рисунком. 36 : 3 = (30 + 6) : 3. Назовите ответ.

Дети: 12

Учитель: Посмотрите на второй рисунок. По сколько клеточек там взято в каждом контуре?

Дети: 20 и 16.

Учитель: Да. И у нас получается пример: 36 : 2 = (20 + 16) = 2. Назовите ответ.

Дети: 18.

Учитель: Кто мне теперь скажет тему урока?

Дети: Деление некруглого двузначного числа на однозначное число.

 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Послушайте, как надо рассуждать при решение таких примеров:

1. Представляю двузначное число в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на делитель.

 2. Делю каждое слагаемое на однозначное число.

 3. Полученные результаты складываю.

Учитель: Посмотрите, это рассуждение есть в вашем учебнике. Прочитайте его еще раз самостоятельно. 

Ну а теперь приступаем к применению рассуждения на практике. Номер 1 учебника страница 20. Надо представить числа 60 и 70 в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на 5. Времени 3 минуты. Первый ряд от окна работает над числом 60, второй ряд с числом 75. Потом по очереди запишем получившиеся примеры на доске.

Дети:     60 : 5 = 12        75 : 5 = 15

           55 + 5               70 + 5

           50 + 10             65 + 10    

           45 +  15            60 + 15

            И т.д.                 и т.д.   

Учитель: № 2. Найдите значения выражений. Три желающих идут к доске решать первых три столбика, остальные ученики решают самостоятельно в тетради и потом проверяют решение на доске.

             48 : 2          48 : 4           50 : 2

             72 : 2          72 : 3           72 : 4     

Учитель: № 3. Надо найти значение выражения а х 13,если  а равно 0; 1; 3; 5.

Вместо буквы а нам надо подставить в выражение сначала число 0 и решить его 0 х 13 = 0, и так все остальные числа по очереди. Затем проверим устно.

Учитель: № 4. Составьте и решите уравнение.

- Число 6 умножили на неизвестное число и получили 54.

Учитель: Неизвестное назовем У. Какое уравнение у нас получилось. Желающий записывает на доске.

Дети: 6 х У = 54

Учитель: Назовите компоненты в данном произведении.

Дети: Первый множитель – 6, второй множитель – У, произведение – 54.

Учитель: Как найти множитель произведения?

Дети: Надо произведение разделить на известный множитель.

(Ученик решает уравнение на доске).

           6 х У = 54

           У = 54 : 6

           У = 9

           -------------

            6 х 9 = 56

                56 = 56

Неизвестное число уменьшили в 5 раз и получили 3.

Учитель: Неизвестное число назовем Х. Какое уравнение получилось?

Дети: Х : 5 = 3

Учитель: Назовите компоненты в данном частном?

Дети: Делимое – Х, делитель – 5, частное – 3.

Учитель: Как найти делимое?

Дети: Надо делитель умножить на частное.

(Ученик записывает решение на доске)

          Х : 5 = 3

          Х = 5 х 3

          Х = 15

         ------------

         15 : 5 = 3

                3 = 3 

V. Физминутка

 

VI. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте ответим на вопрос учебника, на странице 21:

Объясните, как разделить 39 на 3; 48 на 3?

Решаем самостоятельно в тетрадях, пользуясь рассуждением. Затем мы все вместе проверим. (Ответы детей)

Самостоятельная работа по карточкам:

Учитель: Надо отгадать сказку. У каждого в карточках разные сказки. 

  А  18 : 2 =             Н  50 : 5 =              

  Ь  16 : 4 =             Л   22 : 2 =

  Е  48 : 6 =             Й   35 : 7 =

  К  35 : 5 =             И   48 : 8 =

  Ц  70 : 2 =             Т   48 : 4 =

  К  63 : 3 =             Е   39 : 3 =

  В  56 : 4 =             Ч   96 : 4 =

  О  21 : 7 =             Е   75 : 5 =

 

9

11

8

10

4

7

6

5

  а  

л

е

н

ь

к

и

й

 

35

14

13

12

3

24

15

21

ц

в

е

т

о

ч

е

к

 

Решение задачи № 6 стр. 21.

Высота стебля 4 см. Гусеница проползла от начала стебля 3 см, а потом вернулась обратно на 1 см. Сколько сантиметров осталось ползти гусенице до верха стебля?

Учитель: О чем данная задача?

Дети: О расстоянии, которое проползла гусеница.

Учитель: Что надо узнать в задаче?

Дети: Сколько сантиметров осталось проползти.

Учитель: Давайте посмотрим на рисунок рядом с задачей. Какова высота цветка?

Дети: 4 см.

Учитель: Сколько см гусеница проползла от начала стебля сначала?

Дети: 3см.

Учитель: Что гусеница сделала дальше?

Дети:  назад на 1 см.

Учитель: На каком расстоянии гусеница теперь находится от начала стебля?

Дети: На 2 см.

Учитель: Как вы это узнали?

Дети: 3 – 1 = 2

Учитель: Можем мы теперь можем узнать?

Дети: Сколько еще гусенице надо ползти до самого верха.

Учитель: Сколько?

Дети: 2 см.

Учитель: Как вы узнали?

Дети: 4 – 2 = 2

Учитель: Как мы ответим на вопрос задачи?

Дети: 2 сантиметра осталось ползти гусенице до верха стебля.

Учитель: Молодцы. А теперь оформляем задачу в тетради. (ученике записывают решение в тетради; один ученик на доске).

 

VII. Итог урока.

Учитель: Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня учились делать?

Дети: Делить двузначные числа на однозначные.

Учитель: Что нам помогало в этом?

Дети: Рассуждение со стр. 20.

Домашнее задание:

Стр. 21 № 1, 2.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter