Конспект урока математики 2 класс: Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач

Автор: Самбудагва Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Хоринская СОШ №2», р. Бурятия, с. Хоринск

 

Урок-мастерская по математике на закрепление пройденного материала во 2 классе: «Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач»

 Цель и задачи:

 - закрепление умения выполнять действия   сложения и вычитания в пределах 100, решать задачи, находить периметр и площадь фигуры, выполнять чертежи;

- развивать вычислительные навыки, логическое  мышление, внимание, умения доказывать, анализировать, работать в группе;

- формировать универсальных учебных действий (УУД),

- воспитывать чувство патриотизма, дружбы, трудолюбия, творческих способностей, интереса к предмету.

Ход урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

 

Цель этапа:

создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности. 

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее  устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел. 

Проявление доброжелательного внимания.

Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте

Отвечают на вопросы

 

Объявление темы и задач урока.

 

 

Сегодня на уроке я приглашаю вас в математическую кондитерскую.

Какое слово вас заставило вас задуматься?

Что оно означает?

 

Как называют людей, которые работают в кондитерской?

Хотите ли вы на один урок в них превратиться?

Итак, мы кондитеры.

Что будем выпекать, узнаете, отгадав загадку:

Сладок, нежен и воздушен.

Он порою всем вам нужен.

Ни одно ведь торжество

Не проходит без него.

 

Как вы думаете, нужны ли кондитерам математические знания для приготовления торта?

Какие именно, подумайте?

 

Итак, задача урока испечь торт. А поможет нам в этом математика, те знания, умения, которые вы получили, работая по теме «Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач».

 

На уроке нам понадобится:

Точность

Оригинальность

Работоспособность

Творчество.

 

Работать  будем бригадами, помогая друг другу.

Объединитесь в бригады по картинкам, приклеенным у вас на спинках стульев.

Первая бригада выпекает торт-

Вторая бригада-

Третья бригада-

Давайте вспомним правила работы

Бригада – это значит вместе,

 Бригада – все за одного.

 1.Здесь всё по совести и чести,

   Здесь не обидят никого.

 2.Бригада нас объединяет

 Не испугаемся преград,

3.Здесь каждый свое дело знает,

 Работает на результат.

    Правила работы в группе мы вспомнили, а оценить свою работу вам помогут листы  самооценки, самоконтроля работы бригады (Приложение). 

Кондитерская.

Место, где выпекают пирожные, торты, булочки и др.

Кондитеры.

 

 

 

 

Да.

 

 

 

 

 

Торт

 

 

 

Конечно

 

Сколько взять продуктов, сколько времени нужно печь, какая форма будет.

 

Тема

 

Делятся на бригады, распределяют роли в бригаде.

 

Олимпийский.

Юбилейный.

Праздничный.

 

 

 

Хоровое проговаривание.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний 

 

Мы решили приготовить торт.

Обсудите в группе и расположите этапы решения задачи в нужной последовательности.

 1. Приготовить торт различной формы.

2. Определить продукты и их количество.

3 Замесить тесто

4. Оформить торт в зависимости от события.

5.  Найти подходящий рецепт. 

Ученики обсуждают и составляют алгоритм действий:

1. Найти подходящий рецепт,  название теста для торта

2. Определить продукты и их количество.

3. Замесить тесто

4. Приготовить торт различной формы.

5. Оформить торт в зависимости от события 

Построение плана действий

Цель: выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез 

По этому  плану мы  будем сегодня работать.

 

Итак, переходим к приготовлению и расчётам.

(каждая команда получает задания решить примеры)

1. Расшифруйте название теста для торта, решив примеры. Найти подходящий рецепт. 

Один учащийся от группы выступает, остальные дополняют.

 

Реализация плана.

 

 

 

 

 

 

 

1 бригада 

32-26              45-5              42-34

57-36              51-50            28+28

78-60              73+8              11+21

11+21

Ответы расположите в порядке возрастания.

               

2 бригада

84-9          54+17           67-18

60+16       40-24         14+14

65+23        56-8

Ответы расположите в порядке убывания.

 

                    3 бригада

49+9    67+23      52-13      12-6

28+4    32+57      78+5

Ответы расположите в порядке возрастания.

 

Проверка выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теперь каждая бригада должна рассчитать количество продуктов необходимых для выпечки и найти нужный рецепт. Для этого нужно заполнить таблицу, решив задачи.

 

продукты

Песочное тесто

Бисквитное тесто

Слоёное тесто

Масло

 

 

 

Мука

 

 

 

Сахар

 

 

 

Яйца

 

 

 

Молоко

 

 

 

 

Решение задач.

 а) Для приготовления песочного теста понадобится 1 пачка маргарина, а для слоёного теста на одну такую же пачку больше. Сколько пачек маргарина понадобится для слоёного теста?

 б) Для приготовления бисквитного и песочного теста нужно по одному стакану муки. Для слоёного теста нужно взять  на 2 стакана муки больше, чем для бисквитного и слоёного теста вместе. Сколько муки понадобится для слоёного теста?

 и) Чтобы приготовить песочное тесто нужно взять 3 яйца,  в  бисквитное тесто   в 2 раза яиц больше, а в слоеное тесто нужно добавить на 8 яиц меньше, чем в бисквитное и песочное вместе. Сколько  яиц понадобится для приготовления слоёного теста?

 

Кроме этого, в песочное и бисквитное тесто нужно добавить по одному стакану сахара, а в слоёное один стакан молока.

 

Заполнение таблицы.

Выбор рецепта из предложенных.

 

Учащиеся каждой группы решают самостоятельно примеры, затем обсуждают в группе. Если допущена ошибка, помогают друг другу исправить ее.

 

         1бригада 

 

1    6   8    18     21     32  

б    и   с    к       в       и 

 

40   56  69  81

 т    н     о    е

 

     2 бригада

88   76    75    71    48   

п    е      с       о      ч   

 

49    28   16

 н       о     е

 

          3 бригада

6  32   39  58   83   89  90

с    л     о     ё     н    о     е

 

Оценка выполнения, фиксация в листе самоконтроля.

 

Учащиеся  каждой группы открывают буквы и читают полученное  слово.

1 Тесто бисквитное.

2 Тесто песочное.

3 Тесто слоёное.

 

Учащиеся заполняют таблицу, выбирая необходимые продукты и их количество. Решают задачи. Обсуждают, сверяют результаты.

 

Выбор продуктов для своего вида теста.

Выбор рецепта.

 

 

 

 

 

Оценка выполнения задачи

 

Состав: бисквитного теста
6 яиц
1 стакан сахара
1 стакан муки
пряности по вкусу

 

Рецепт.

Яйца разделить на белки и желтки. Холодные белки взбить миксером в крепкую и устойчивую пену  и, продолжая взбивать, понемножку (буквально по половине чайной ложки) добавлять сахар. Затем, также продолжая взбивать, по одному добавлять желтки. Выключить миксер. Во взбитую яично-сахарную массу добавить муку,, осторожно размешивая ложкой, чтобы тесто не опало и не было комков. В готовое бисквитное тесто по вкусу добавить ваниль, корицу, изюм, орехи или другие добавки. Печь при температуре 180°C около 45 минут.

 

Состав: слоёного теста
2 пачки маргарина
1 стакан молока
1 яйцо
4стакана муки

Рецепт.

Охлажденный маргарин порубить с мукой. Молоко, яйцо и немного соли размешать и влить в рубленное тесто.

Хорошо перемешать ложкой.

 

Состав: песочного теста

1 пачка масла
1 стакан муки

3 яйца

1 стакан сахара

Рецепт.

Масло растереть руками с мукой.
Яйца добела растереть с сахаром, добавить к ним пряности и муку с маслом

 

Оценка выполнения, фиксация в листе самоконтроля. 

Физкультминутка.

 

 

3. Замешивание теста.

 

Все мы дружно отдохнём

Наше тесто разомнём.

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Тортик  вкусный испечём! 

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Очень энергично сжимают   и разжимают руки в кулачки (одновременно и поочередно) 

Руками совершают движения, как будто лепят снежки. 

Решение геометрических задач. 

4. Приготовление торта различной формы и размера.

Посчитайте, какого размера  будут торты,  выполнив следующее задание.

Сделайте чертёж.

 

1 бригада

Найдите диаметр торта, если радиус равен 12 см.

 

2 бригада

Периметр треугольника 65см, найдите длину большей стороны треугольника, если две другие по 15 см каждая.

 

 

3 бригада

Найдите площадь торта, если его длина 3 дм, а ширина 2 дм.

 

Проверка чертежей.

 

5 Творческое задание. Оформление торта.

Выходим на последний этап работы. Постарайтесь выбрать такое оформление, чтобы оно соответствовало  названию вашей команды и содержало определённое числовое значение, сделайте рисунок.

В оформлении постарайтесь использовать материал, связанный с знаменательными  событиями, которые произошли в нашей стране, районе.

Подведём итоги работы бригад.

 

Каждая команда рассказывает о своём изделии по плану:

1 Название теста, из которого будет изготовлен торт.

2 Форма торта.

3 Оформление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, дали исчерпывающий ответ.

Послушаем кондитеров следующей бригады.

 

Спасибо.

 

 

 

 

 

Предоставляем слово третьей бригаде.

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, все ребята. Оцените работу товарищей. 

Выполнение решения задач.

Выступление представителя от бригады. Оценивание, фиксация в листе самоконтроля и самооценки.

 

 

Бисквитный торт – круглый. Диаметр 24 см. 

Рисунок

 

Песочный торт – треугольный.

65- (15+15)= 25 см большая сторона треугольника.

Рисунок

 

Слоёный торт – прямоугольной формы.

3*2=6 дм² площадь прямоугольника.

Рисунок

 

Работа в бригадах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления представителей бригад.

1 бригада.

Наш бисквитный торт «Олимпийский» имеет круглую форму. Его диаметр 24см. На нём мы изобразили пять олимпийских колец и 1 место, потому что на зимних Олимпийских играх в Сочи Россия заняла первое место. В ходе работы у нас возникло несколько вариантов оформления. Ещё один из них: мы написали Сочи-2014 и число 33 , так как Россия заняла 33 различных медали. Ещё были предложения   нарисовать талисманы олимпиады: Зайку, Мишку или Леопарда.

2 бригада

Наш песочный торт «Юбилейный» треугольной формы. Его размеры 25 см,15см,15 см . На нём мы написали 90 лет- Хоринск. Эту надпись мы выбрали потому, что совсем недавно район отмечал эту дату.

3 бригада

Наш слоёный торт «Праздничный» прямоугольной формы. Шириной 2дм, длиной 3дм. На нём мы нарисовали число 8 и написали с днём рождения, потому что вчера был день рождение у Олеси, и ей исполнилось 8 лет.

 

Оценивание,  фиксация в листе самоконтроля. 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили её достигнуть.

 

А сейчас нам нужно подвести итог нашего урока.

- Какие математические знания и умения помогли нам в приготовлении математических тортов? 

Молодцы, ребята.

Без математики, друзья.

Нам прожить никак нельзя

Без неё совсем ты пропадёшь,

Даже хлеба не купишь,

Торт не испечёшь.

Изучайте математику, друзья, ведь она во всём нужна!

 

- А ещё, ребята, у нас ничего не получилось, если бы вы не умели работать бригадами, командами. Слаженность в действиях, умение договариваться, отстаивать свою точку зрения всё это помогло справиться с поставленной задачей. 

Подводят итоги совместно с учителем.

Ответы детей.

(умение вычислять, находить диаметр, периметр, площадь геометрических фигур, делать чертежи, решать задачи)  

 

Подведение итогов.

 

Предлагаю вам   подвести итоги работы ваших команд. Выбрать цветную ладошку, соответствующую оценке работы вашей команды.

Красный –  работа в команде была слаженна, все получалось.

Зеленый -  работали дружно, но не все получалось.

Синий -  работа в команде не сложилась.

Я рада, что в основном  в бригадах все работали дружно и слаженно. Молодцы!

Заполняют лист самоанализа.

 

 

 

Ребята показывают цветные ладошки.

 

 

Домашнее задание.

(по выбору)

1 Дома с помощью родителей приготовьте торты, пользуясь расчётами,  сделанными на уроке. Возьмите рецепты приготовления тех тортов, которые больше всего вам понравились. Дома расскажите родителям о работе на уроке.

2 В программе Перволого поработать над проектом «С днём рождения!»

 

Спасибо за урок! 

Дети берут распечатки рецептов.

 

Приложение

 

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter