Конспект урока математики: Масса. Килограмм. 2 класс

Автор: Гукова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МОКУ «Октябрьская СОШ», Тюкалинский район, Омская область

 

Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, связать  освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

 Предметные:

- формировать умение практически определять с помощью весов массу и сравнивать предметы по их массе, записывать сравнение в виде неравенства или равенства;

- решать  задачи на нахождение заданной массы.

Метапредметные: создать условия для формирования мыслительных операций:   сравнения и сопоставления,   развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав.

Личностные: способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений, формировать познавательный интерес при открытии новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь,  набор коробок (разных и одинаковые по цвету, форме и размеру),  карточки с задачами разными   по уровням сложности, карточки для рефлексии, экран, компьютер, весы, предметы, пакеты с продуктами разной массы.

1. Оргмомент (настроить на урок)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми математическими понятиями.

- Чтобы это получилось хорошо нам необходимо выполнить повторение изученного.

2. Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число.

- У вас в тетрадях записаны пары чисел, выполните сравнение этих чисел.

- Прочитайте записи, которые у вас получились.(Учитель записывает на доске)

Запись на доске

5 >2                       13 < 20                  25   < 35

- Как называются эти записи? (неравенства)

- Возьмите карточки, на которых изображены два отрезка и выполните сравнение отрезков (Дети измеряют отрезки и записывают неравенство)

Запись на доске

8 см > 6 см

- Прочитайте неравенство (первый отрезок длиннее второго отрезка или длина первого отрезка больше длины второго отрезка)

3. Постановка темы, целей и задач урока 

Учитель предлагает трём группам сравнить коробки и при ответе использовать слова разные и одинаковые.

Ответы детей:

1 группа. - Коробки разные по цвету и по размеру.

2 группа: - Коробки разные по размеру, но одинаковые по цвету.

3 группа:-  Коробки одинаковые по цвету.

 

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

- Я утверждаю, что эти коробки разные. (Дети испытываю затруднение и должны высказать предположения)

- Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (Взять их в руки)

 

Детям предлагается подержать коробки.

- Скажите, по какому признаку отличаются эти коробки? (Затруднение, не могут назвать признак и должны сказать, что с этим признаком не знакомы)

Учитель называет это признак, если никто из детей не сможет его назвать.

На доске открывается одно слово названия темы урока МАССА.

Хором: Коробки разные по массе.

Сегодня на уроке вы должны научиться сравнивать предметы по массе, находить неизвестную массу, учиться дружно работать с одноклассниками, грамотно формулировать свои ответы.

3. Знакомство с  килограммом

 Учитель предлагает вниманию детей  один пакет с мукой, другой с сахаром.

- Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Дети высказывают предположения о том,  масса чего  больше.)

Проблемная ситуация

- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т.к не знаем массу  муки и массу сахара.)

- Как нам определить эти массы? (надо их измерить)

- Кто знает как измеряется масса? (весами)

- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса – это килограмм. (записывают в тетрадь)

На доске открывается второе слово темы КИЛОГРАММ.

Учитель демонстрирует на экране фото эталона килограмма и говорит, что он хранится во Франции. (снимок №1)

Показывает предметы,  которые имеют массу ровно 1 кг. (снимок №2)

4. Формирование умения измерять и сравнивать

С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство.

Запись на доске

2 кг >1кг

На экране учитель демонстрирует различные виды весов. (снимки № 3,4,5,…)

5.Практическая работа, первичное закрепление

Учитель показывает детям пакет с луком и пакет с солью, который по размеру гораздо меньше пакета с луком.

- Как вы думаете, что имеет большую массу? ( Дети обязательно ошибутся и укажут, что масса лука больше)

Детям  демонстрируются три цветных пакета: красный (соль и лук), зелёный (макароны и яблоки), жёлтый (тяжёлая коробка массой 3кг и пустая коробка массой 0кг). В  двух пакетах прозрачные пакеты с продуктами, а в третьем коробки.

Класс делится на группы, чтобы определить  массы с помощью весов и выполнить их сравнение. Результат практической работы записывают на доске.

красный                           зелёный                                жёлтый

2 кг < 3 кг                        1 кг = 1 кг                            5 кг> 0 кг

Все записи проговариваются.

Верным ли оказалось ваше предположение, что масса лука больше массы соли? (Нет)

6. Решение задач на нахождение массы разного уровня

1 уровень (базовый)

Маша собрала 2 кг огурцов,  а Миша 3 кг. Сколькую массу огурцов собрали дети?

2 уровень

Семья убирала урожай.  Мама собрала 20 кг свёклы, папа собрал 35 кг моркови, а сын Ваня собрал 10 кг лука. Сколько всего кг овощей собрала семья?

3 уровень

В школу привезли 2 пакета сахара по 20 кг каждый пакет. За сентябрь израсходовали 10 кг сахара. Сколько кг сахара осталось?

Решения задач дети записывают на доске.

7. Подведение итогов рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие приобрели новые умения?

Чтобы вам проверить себя необходимо  дописать предложения, дополнив их новыми понятиями.

Я узнал на уроке, что предметы имеют разную ……………….. .(массу)

Её можно измерить прибором, который называется ………………...(весы)

Они показывают число ……………………………………  .(килограммов)

Теперь мы умеем измерять …………….. и ………………предметов. (длину и массу)

8. Домашнее задание

Тетрадь С. 11 №1 №2

Если дома есть весы, определять массы предметов.

 

Скачать   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter