Конспект урока: Увеличение и уменьшение в несколько раз

Цель: Познакомить с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Закрепить знание таблицы умножения и деления на 3,4;

- Развивать навыки выполнения мыслительных операций, речь, творческие способности учащихся;

- Воспитывать доброжелательность, умение работать в группе, самостоятельность.

- Формировать потребность в ведении здорового образа жизни. 

Оборудование: схемы, раздаточный материал, дидактический материал, ТСО, таблица  Базарного.

Ход урока.

I. Организационный момент:

−  Ребята, начнем урок математики, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать новое и интересное. Речь сегодня пойдет о… Впрочем, вы узнаете об этом сами.

II. Актуализация знаний.

−  Перед вами листы с заданием №1 и №2. (Приложение 1,2)

−  Возьмите лист №1 и рассмотрите задание.

 

7*3=       3*9=      3:1=       6:3=

24:3=     18:3=     15:5=     3*5=

 

Вопросы до решения.

−  Что общего в выражениях? (Один из компонентов действий во всех выражениях – число 3).

−  На какие группы их можно разбить? (По действию умножение и деление).

−  Что интересного в расположении чисел первой таблицы? (Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются по очереди, то на 1, то на 2).

−  Что интересного в расположении чисел второй таблицы? (Числа расположены в порядке убывания, последовательно уменьшаются на 6).

−  Вычислите и запишите в таблице под ответами соответствующие буквы.

−  Какое слово получилось? (Здоровье)

−  Ребята, на уроке пойдет речь не только о математических понятиях, но и о здоровье. Здоровье – самое главное в жизни человека. Здоровый человек может хорошо учиться, а в будущем хорошо трудиться и приносить пользу обществу.

−   Как можно оздоровиться в зимнее время? (Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку).

−   А ещё я думаю, вы все любите зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках, и на лыжах покататься. Я предлагаю начать лепить снеговиков (Картинки с зимними забавами появляются на стенде в ходе урока).

III. Постановка цели урока.

−   Лепить снеговиков будем парами. У вас на столах лежат конверты, откройте их и все, что там лежит, достаньте.

−   Положите перед собой 2 белых снеговика.

−   Увеличьте их число на 3. Сколько стало снеговиков? (5)

−   Теперь положите на стол 2 голубых снеговика. Утройте число снеговиков. Что значит утроить? (Это значит по 2 взять 3 раза).

−   Сколько их стало? (6).

−   Можем ли мы сказать, что их стало на 3 больше? (Нет).

−   А как в этом случае надо сказать? (Их стало в 3 раза больше).

−   Теперь выложите 6 белых снеговиков, а рядом в 2 раза меньше голубых.

−   Все справились с заданием? (Возникает затруднение)

−   Почему вы затрудняетесь? (Мы не знаем, как это делать).

−   Поставьте цель урока. (Научиться решать такие задачи)

−   Сегодня на уроке мы познакомимся с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

IV. «Открытие» детьми нового знания и первичное закрепление.

−   Объясните, что значит увеличить в 3 раза? (Умножить на 3; взять 3 раза по столько же?)

−  А увеличить на 3 единицы, какое будет действие? (Сложение)

−  Положите 3 белых снеговика, а голубых в 2 раза больше. Сколько голубых снеговиков получилось? (6).

−  Что можно сказать о числе белых снеговиков? (Белых снеговиков в 2 раза меньше, чем голубых).

−  Какое действие надо выполнить, чтобы уменьшить число в 2 раза? (Деление на 2).

−  Сравните уменьшение в 2 раза и уменьшение на 2 единицы. (При уменьшении в 2 раза число делим на 2. При уменьшении на 2 единицы из числа вычитаем 2)

Вывод (делают дети): Если число увеличиваем в n раз, выполняем · (умножение), если число увеличиваем на n единиц, то + (сложение), если число уменьшаем в n раз – деление, а уменьшаем число на n единиц – вычитание. (Приложение 3)

V. Первичное закрепление

−  Ребята вы любите играть в снежки? (Да!) (На стенд крепится картинка)

−  Давайте поиграем.

−  Откройте в учебнике с.15 №3. (Решая данные примеры мы поиграем в снежки. Кто первым сосчитает пример, получит снежок и передаст его другому ученику).

−  Молодцы!

−  Отгадайте загадку!

Все лет лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы. (Санки)

−  Верно! Предлагаю покататься с горки на санях. (На стенд крепится картинка). Для выполнения следующего задания разделимся на две команды по 4 человека. Ваша задача провести линию от математического выражения к высказыванию, т.е. скатиться с горки. (Приложение 4) (Остальные дети болеют и поддерживают играющих хлопками, при ошибке хлопаем громче).

−  Давайте проверим. Никто с санок не упал?

−  Все ли верно провели линию?

−  Умницы! Спасибо. Вижу, что все хорошо умеете кататься с горки. 

VI. Физминутка.

−  Для того, чтобы быть бодрыми и здоровыми надо активно двигаться.

−  Приготовьтесь. Поедем сейчас кататься на лыжах.

−  Встали все. (Звучит музыка).

−  Поехали! (Дети эмитируют катание на лыжах).

−  Веселее, дружнее!

−  А теперь в горку!

−  Катимся с горки!

−  Как хорошо! Ух, захватывает дух!

−  Остановились. Успокоились. Тихо сели.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

−  Мы с вами сегодня лепили снеговика, играли в снежки ,катались на санках, ходили на лыжах. Для чего? (Укрепляли здоровье!)

−  Хорошо, но какую цель мы с вами обозначили в начале урока? (Учиться решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз).

−  Так какое нужно выполнить действие, чтобы увеличить число в несколько раз? (Умножение)

−  А уменьшить число в несколько раз? (Деление)

−  Возьмите лист № 1, переверните его. (Проводится экспресс-опрос)

−  Я буду читать задачи, вы устно решаете, на листок записываете только ответ. (Задачи читаются по 2 раза, интонацией выделяются предлоги).

1. Снежную крепость лепят 15 ребят, а снежную бабу, которая будет её охранять на 7 человек меньше. Сколько ребят лепят снежную бабу?

2. На школьном стадионе в хоккей играет 16 мальчиков, а девочки катаются на коньках, их на 6 человек больше. Сколько девочек катается на коньках?

3. В соревнованиях по биатлону приняли участие 15 юношей, а девушек спортсменок в 3 раза больше. Сколько девушек участвует в соревнованиях по биатлону?

4. На катке – разминка. К показательным выступлениям готовятся 3 фигуриста, а спортсменок-фигуристок в 2 раза больше. Сколько спортсменок-фигуристок готовятся к выступлениям?

−   Проверяем по эталону. Но вы в начале его найдите! Он где-то рядом! (Ответы на липких листочках, листочки наклеиваются под стол, стул детям).

−   А теперь поднимите руки те, у кого ответы такие же, как в образце!

−   Молодцы! Я вижу, что вы поняли материал урока, значит, цели своей мы достигли.

VIII. Повторение.

−  Ребята, давайте вспомним правила работы в группах. (Быть добрым. Доброжелательным. Говорить шепотом. Слушать и проверять партнеров).

−  Сейчас вы будете биатлонистами, т.е. пробежав некоторое расстояние на лыжах, вы должны будете сделать выстрел, попасть в цель.

−  Встали все, проверим ваш глазомер! (Упражнения для глаз по таблице Базарного).

−  Тихо сели.

−  Возьмите лист №2 положите его перед собой.

−  Вы видите три задания. Они все разные по сложности, вы должны выбрать только одно задание, которое вам интересно, с которым вы справитесь.

−  На выполнение задания отводится 2 минуты!

−  Стоп!

−  Кто выполнял первое задание? Выходите к доске со своими листочками.

−  У вас будет консультантом (Ф.И. ученика) Он все проверит.

−   Кто выполнял второе задание?

−  Выходите! Консультантом у вас будет (Ф.И. ученика)

−   Кто выполнял третье задание?

−  Выходите!

−  У вас будет консультантом (Ф.И. ученика)

(Группы сформированы, сверяются ответы, исправляются ошибки). Подведение итогов работы в группах.

1 группа

−  Сколько у вас правильных работ?

−  Молодцы!

2 группа

−  А у вас?

−  Умницы!

3 группа

−  Как обстоят ваши дела?

−  Молодцы!

−  Довольны ли вы своим результатом?

−  Я очень довольна вашими успехами!

IX. Итог урока.

Подхожу к стенду с зимними забавами.

−  Какую замечательную картину мы с вами собрали!

−  Давно доказано на деле

Здоровый дух, в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя,

Зарядка всем нужна, друзья!

−  Я дарю Здоровянку каждому, пусть она бережет ваше здоровье. (Приложение 5)

− Дома, ребята, вместе с родителями проиграйте эту Здоровянку.

− Я желаю здоровья вам и вашим семьям.

− Спасибо за урок.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter