Конспект урока: Сложение и вычитание. Вычитание вида 10-0. 1 класс

Цели:

  1. Познакомить с вычитанием из 10 на основе знаний состава числа.
  2. Закрепить прием вычитания для случаев 8-0, 9-0.
  3. Закрепить знания состава чисел 8, 9, 10.
  4. Закрепить умение решать задачи изученных видов и подготовка к решению задач в 2 действия.
  5. Развитие внимания, сообразительности, самостоятельности и умения ценить время урока.

Оборудование: презентация, домик по составу чисел, рисунок снеговика, схемы задач.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Урок математики. Сегодня мы продолжаем вычитание из 8 и 9 и познакомимся с вычитанием из 10, на основе знания состава числа. Закрепим умение решать задачи. А, самое интересное! – поиграем в зимние забавы детей.

2. Повторение состава числа, введение в новую тему.

1) -К нам на урок пришел гость. Но вот беда! Он обращается к нам за помощью: «Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей – с меня скатилась голова». Поможем, дети, гостю. Какие есть части? (туловище, голова).

- Давайте лепить! Соединим голову с туловищем. Кого мы получим? (из частей мы получим снеговика) Какое буквенное равенство можно записать? (Г + Т = С)

- Переставим слагаемые местами. Какое равенство получится? (Т + Г = С)

- Изменилось ли значение суммы? (нет, т. к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется)

- Как называются числа при сложении?

- При сложении, что является частями? (части- слагаемые)

- Покажем это --.

- Что является целым?  (Ц – значение суммы). Покажем это кружком.

Г + Т = С

Т + Г = С     ч + ч = ц

- Проследим, как сложение связано с вычитанием. Закроем ладонью 1 слагаемое.

- Какое выражение на вычитание можно записать?

С – Т = Г

- Закроем 2 слагаемое. Какую запись получим?

С – Г = Т

- Как называются числа при вычитании? Что является при вычитании целым? (уменьшаемое – целое)

- Что части? (вычитаемое и значение разности -- )

- Что вы заметили? (если из целого вычесть известную часть, то получим др. часть) ц – ч = ч

Наши выводы мы будем использовать в сегодняшних вычислениях.

2) – Снеговик доволен, что его слепили заново и предлагает поиграть с ним в снежки. Они рассыпаны перед вами. Нужно выбрать из множества 1 ученику с суммой 8, 2 ученику с суммой 9. Выполнив, это задание вы работаете по перфокартам.

Состав 8                Состав 9   («снежки» рассыпаны по магнитной доске)

Доп. вопрос: Почему не взяли оставшиеся снежки? (значение суммы = 7, разности) – это была «ловушка».

3) Фронтальная работа:

- А, мы поупражняемся устно решать задачи со снежков, которые приготовил нам гость. Я зачитываю задачу, вы записываете в тетрадь только ответ.

- Дети! Наш гость добряк – приготовил схемы к задачам. Этой помощью вы воспользуетесь в том случае, если вам сложно запомнить данные задачи. 1 человек работает у доски,

закрывшись.

1) Кататься на коньках учились 6 взрослых девочек и 3 маленькие девочки. Сколько всего девочек каталось на коньках?

- Ищем целое. Как его найти? Ц = Ч + Ч

2) Стреляющий лыжник – биатлонист сделал 10 выстрелов по мишени. Из них он попал в цель 5 раз. Сколько выстрелов он сделал промахнувшись?

- Ищем часть. Как это сделать? Ц – Ч = Ч

3) Альпинисты 4 дня поднимались на гору и еще 2 дня спускались с нее. Сколько дней альпинисты  потратили на подъем и спуск с горы?

- Ищем целое.  Ц = Ч + Ч

4) На лыжах дети пробежали 9 кругов, а прошли шагом 2 круга. На сколько кругов больше они пробежали, чем прошли шагом?

- Ищем разность. Б – М = Р

5) У первой команды было 4 санок  и столько же санок у второй команды. Сколько всего санок у обеих команд?

- Ищем целое.   Ц = Ч + Ч

Проверка того, кто работал  у доски.

- Проверяем ответы, решенных задач. Если вы согласны – хлопните в ладоши.

- Молодцы! Со снежками задачами мы справились.

Вспомним состав 10. Перед вами домик с «жильцами» - заселите его. Ответы задач допишите – дополните 10.

10

9

 

5

 

6

 

7

 

8

 

- Проверяем состав 8 и 9 (у магнитной доски)

Смогли ли они выбрать нужные суммы?

Дети 1 в. -  проверяют состав 8

Дети 2 в. – состав 9.

3. Изучение нового материала.

1) -Молодцы! Мы умеем вычитать из 8 и 9, а как же вычитать из 10? Что мы должны вспомнить? (состав 10)

10

9

1

5

5

6

4

7

3

8

2

- Проверим, верно, ли в домике по составу 10 заселили жильцов?

Я убираю некоторых жильцов (1, 5, 4. 3, 2)

10

9

 

 

5

6

 

7

 

8

 

- Снеговик и на этот раз принес вам помощь. Он в кармашки полотна расставил кубики льда, кому удобнее можете воспользоваться ими при вычислениях.

- Подставляем схему 10 – 0 =       и получаем выражение, решаем его.

10 – 9 = 1        - Хорошо! Мы вновь составили состав числа 10.

10 – 8 = 2        Без него мы не смогли бы вычитать из 10.

10 – 7 = 3

10 – 6 = 4

10 - 5 = 5

2) А сейчас снеговику хочется проверить, какие вы самостоятельные и внимательные.

10 - 6 = 4                     9 - 6 =               8 – 6 = 2

6 + 4 = 10                   6 + 3 = 9               6 + 2 = 8

- Найдите значение выражения – запишите в тетрадь.

- Прочитайте и объясните решение.

- Внимательно просмотрите выражения, что интересного вы заметили.

(в выражениях каждого столбика одинаковые части и целое)

- Какое целое? Какие части?

- На какие группы еще можно разделить эти выражения? (1 строка – разности, 2 – строка – суммы, во 2 строке идут примеры – помощники)

- Просмотрим по строчкам. (1 строка: вычитаемое = 6, одинаковое; уменьшаемое на 1 уменьшается 10, 9, 8. 2 строка: 1 слагаемое = 6, одинаковое, 2 слагаемое – на 1 уменьшается 4, 3, 2)

Итог: Снеговик доволен вашим вниманием, рад, что научил вас находить целое и части, устанавливать математические связи.

Минутка (отдыха).

Белый, вкусный снег идет,

Попадает прямо в рот.                                 

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда что будет, братцы?

На санях не покататься!

И сугробов не видать!

И в снежки не поиграть!

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!

- Почему нельзя есть снег?

4. Закрепление изученного материала.

1) – Дети! В мешке у гостя лежит еще одно задание. Поучимся решать задачи. Текст у вас на столе у каждого. Вновь есть помощь это памятка-план работы над задачей.

«На кофту бабушки пошло 5 мотков шерсти, а на шапку – на 3 мотка меньше. Сколько мотков шерсти пошло у бабушки на шапку?»

- Прочитайте задачу. Прочитайте задачу «про себя». Найдите условие и вопрос. Зачитайте условие, вопрос. Что вязала бабушка? (кофту и шапку)

- Сколько мотков пошло на кофту? Что мы знаем про расход шерсти на шапку? Перед вами 2 схемы. Какая из них подойдет к нашей задаче? Почему схема №2? Работаем со схемой.

- Что обозначает меньший отрезок? (сколько мотков пошло на шапку) Ш

- Что обозначает больший отрезок? (сколько мотков пошло на кофту – 5 м.) К

- Что обозначает его часть? (разность – на сколько мотков меньше пошло на шапку) Р

- Итак, как найти меньшее число? Сколько мотков шерсти пошло на шапку?

(М = Б – Р из большего числа – разность)

- Запишите решение в тетрадь. Придумайте к задаче еще вопрос, чтобы она решалась в 2 действия и нужно находить целое.

2) - А сейчас мы на реке, в руках у нас удочка. «Зимняя рыбалка»

- Приготовили веер – сигнальную лопатку. Если вы покажете неправильный ответ – рыбка сорвется с крючка.

- 9 минус 2.

- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найдите значение разности.

- На сколько 10 больше 4.

- Увеличьте 3 на 7.

- Какое число будет предыдущим числу 8.

- 10 уменьшить на 2.

- Уменьшаемое 10, вычитаемое 7, чему равно значение разности.

- Первое слагаемое 4, второе 5, чему равно значение суммы.

- Я задумала число, к нему прибавила 3, получила 9 Какое число задумала.

- Какое число вставить, чтобы получилось верное равенство 8 – 0 = 3.

5. Итог урока:

- Подведем итог урока. Чему учились на уроке?

За работу на уроке снеговик дарит каждому маленького снеговика.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!